Сто вопросов – ноль ответов
Около сотни вопрос и ни одного ответа можно теперь услышать со сцены театра «Практика». К десятилетнему юбилею центр современной драматургии, не изменяя своим традициям, идёт на смелый эксперимент и создает спектакль, полностью состоящий из бесконечно сменяющих друг друга вопросов. Автором текста выступил худрук «Практики» Иван Вырыпаев, реализовать его на сцене решилась Анна-Мария Савицкая.
И получилось, как минимум, ярко, вопреки минимализму, с которым начинающий режиссер подошла к постановке «mahamaya electronic devices». Так уж задумал этот сценарий Вырыпаев, что места персонажам в нем попросту нет. Точнее в них нет никакой необходимости. Всё пространство и время занимают вопросы. Савицкая умело подхватила эту идею и решила на первый план выдвинуть текст, а актеров лишить пластики, эмоций, настроения. Здесь они неподвижны, в бело-серых костюмах, на протяжении часа в хаотичном порядке задают вопросы, которыми хоть раз задавался каждый. От «можно ли убить корову» до «есть ли Бог»? На сцене кроме скамейки и меняющихся изредка проекций вы не увидите ничего, но зато создается странное ощущения какого-то вакуумного механизма, в который вас поместили для того, чтобы помочь уйти в собственное подсознание с помощью бесконечной череды вопросов. И это движение внутрь себя, убыстряющийся с каждой минутой механизм действительно можно ощутить на себе благодаря темпу, который задают актеры. В какой-то момент ритмичность реплик достигает своего апогея и ухватиться за конкретный вопрос сложно, поэтому лучше закрыть глаза и полностью отдаться этому потоку. Тогда, возможно, он донесет ваши мысли до самой сути и поможет найти свой ответ, а, возможно, запутает еще больше. За этим потоком скрывается кропотливый труд актеров, которые здесь выступают как одно целое. Их статичность, как ни странно, не утомляет глаз и не делает происходящее скучным, а, наоборот, помогает максимально точно сконцентрироваться на услышанном. Правда, в какой-то момент они начинают нелепо и неоправданно танцевать, вероятно, для того, чтобы дать перевести дыханию зрителю. Главное же достоинство актеров это то, что они слышат и тонко чувствуют друг друга: из уст одного вопрос плавно и одновременно быстро перетекает в уста другого – полное сосредоточение друг на друге. Наверное, на пользу пошли занятия йогой, устраиваемые в «Практике».
И если физика спектакля прозрачна и понятна, то над его содержательной частью придется подумать. Задаваемые вопросы, несмотря на свою банальность, в совокупности запускают в сидящих в зале сложный мыслительный процесс, который не остановится даже после окончания спектакля. Конечно, в конце можно попытаться ухватиться за промелькнувшую точку зрения автора об относительности всего мира, однако в той тонне вопросов, которые свалятся на вас, придется еще покопаться самостоятельно. А дело это полезное, прежде всего для вас самих.
Автор: Петр Филимонов