Ведущие актеры театра Романа Виктюка рассказали о любимом режиссере и восстановленном спустя 10 лет спектакле Романа Григорьевича

Google+

Московский драматический Театр Романа Виктюка распахнул свои двери в непростые 90-е годы. Тогда это был частный авторский театр, но слава о русском режиссёре-бунтаре уже разлетелась по Европе. Ему рукоплескал сам Марчелло Мастроянни. Итальянец, посмотрев смелую интерпретацию «Коварство и любовь» Шиллера, назвал Виктюка гением!

Скандальные «Служанки» и «Путаны», колдовской мир «Мелкого беса» и история запретной любви «Крыльев из пепла», — все эти спектакли стали визитной карточкой культового режиссера и талантливого Мастера Романа Виктюка!

Роман Григорьевич Виктюк поставил более 200 спектаклей, учил студентов эстрадно-циркового училища. Его приглашали читать лекции для начинающих актеров и режиссеров российских и зарубежных вузов.

Виктюк — человек высокого искусства. Уже два года, как ушел из жизни гений театра, но с нами осталось его творчество, осталось то, чем жил и дышал великий Мастер — его Театр, который Виктюк называл Домом Света.

Сегодня в репертуаре театра 35 спектаклей, среди которых постановки самого Романа Григорьевича, а также работы других режиссеров. Некоторые постановки Виктюка начали восстанавливаться другими режиссерами и возвращаться на подмостки родного театра. Например, спектакль «Масенькие супружеские преступления» спустя 10 лет увидели зрители театра в обновленном варианте под названием «Масенькие супружеские игры».

Корреспондент журнала Melon Rich пообщалась с двумя ведущими актерами театра Романа Виктюка. Людмила Погорелова — заслуженная артистка Российской Федерации. Игорь Неведров — режиссер, актер театра и кино. Артисты рассказали о любимом Мастере, отношению к искусству и спектакле, в котором играют главные роли.

MR: Каким Виктюк был для театра?

Людмила Погорелова: Этот человек и был сам театр. Роман Григорьевич его создал, лелеял, воспитывал и реализовывал. Он родился для того, чтобы быть режиссером. Помню, Виктюк рассказывал одну байку: когда мама была им беременна, она постоянно ходила в оперный театр. И однажды, когда мама шла по улице, к ней подошла цыганка и сказала, что ребенок родится дирижером. Так почти и случилось, Виктюк всю жизнь был совершеннейшим поклонником музыки. Для него музыка была первым и самым главным выразительным средством в театре. Режиссер приходил на первую репетицию по любому спектаклю уже с готовой музыкальной партитурой. Он уже видел будущий спектакль в музыке! Роман Григорьевич, можно сказать, действительно стал дирижером. Ведь кто такой режиссер? Режиссер — это дирижер театра.

Виктюк говорил, что театр реальнее жизни. Прятаться нужно в театр, уходить нужно в театр. Спасет только театр. Театр — это разговор с небом. А жизнь банальна, она всегда одинакова, чаще всего жестока и груба. А искусство всегда очень возвышенно. И Виктюк любил именно возвышенное искусство. Даже пьесы про жесткую реальность Роман Григорьевич в спектакле преображал, как разговор человека с Богом.

Игорь Неведров: Роман Виктюк был и есть душа этого театра. Если немножко помолчать в кабинете режиссера, прислушаться к своему телу, то обязательно услышите такое легкое электричество от этой тишины. И эта наэлектризованность, конечно же, создана Виктюком и никуда не уходит. Он назвал это пространство «Домом Света». 

Роман Григорьевич никуда не уходит. Мы, как артисты, общаемся с ним через творчество. Энергия никуда не уходит, и души никуда не уходят. А где быть душе Виктюка, как не в театре Романа Виктюка?

MR: Расскажите, пожалуйста, как началась Ваша совместная работа с Виктюком?

Людмила Погорелова: Я расскажу историю, которая длилась дольше 35 лет. Я не была музой Виктюка, но я была актрисой, которая провела с ним рядом огромное количество лет. Для меня встреча с ним оказалось судьбоносной, равно, как и для него.  Когда мы с ним встретились, в какой-то момент мы почувствовали такую близость друг к другу. А точнее, он, наверное, почувствовал, как я к нему тянусь и какая необходимость у меня была в его режиссуре.

До встречи с Виктюком я 10 лет работала в другом театре с другими режиссерами. Когда я встретила Романа Григорьевича я поняла, что только с ним надо работать! Поэтому я пошла за ним, не глядя, закрыв глаза, приехав из другого города к нему в Москву. В 90-их он создал свой театр. Виктюк сразу забрал меня и Олега Исаева. Мы вместе приехали, оставив в других городах свои семьи. Мы все бросили и уехали за Виктюком. Нельзя было предпочесть что-то другое этому таланту. Из него выходила такая уверенность, ему было, что сказать в искусстве. Роман Григорьевич ничего не делал, кроме как репетировал. Он всегда репетировал. Выходя на премьерный поклон, у него в голове был уже другой спектакль. И он уже придумывал его, сутками сидел и занимался подбором музыки к новому спектаклю. А поклон был, как хвост кометы или ветер, когда кто-то махнул веером, сорвавший лепестки с дерева. Это было приятно, но уже не актуально для него. Актуальной для него была репетиция!

Игорь Неведров: Началось все с того, что я учился в ГИТИСе на курсе Юрия Петровича Любимова. И у нас была одна общая аудитория с курсом Романа Виктюка. Режиссеры брали нас, как актеров, в свои работы, и Роману Григорьевичу меня порекомендовали на роль Есенина. Однажды мне кто-то позвонил, беру трубку и слышу: «Здравствуйте». Я говорю: «Здравствуйте». «Вас беспокоит режиссер Виктюк», — раздается в трубке. Я говорю: «Очень приятно». Он говорит: «Еще бы», — смеется.  «Хочу предложить Вам роль Есенина», — в трубке. Я говорю: «Ну это вообще здорово». «Конечно!» — Виктюк. Потом мы встретились, порепетировали, и я уехал на съемки. А Роман Григорьевич спектакли выпускал быстро. Пока я был на съемках, спектакль практически выпустился. Вместо меня сыграл другой артист. А я снимался на тот момент очень много, в разных сериалах, но потом мне захотелось высокого искусства. И, конечно же, в первую очередь я подумал о Романе Григорьевиче.

Я верю в совпадения и верю в синхронность по Юнгу. Синхронность — это некая сила, которая соединяет стремление и желания с пространством. То есть пространство, когда у тебя есть стремление и желание, начинает тебе помогать. И только я об этом подумал, вдруг я участвую в спектакле «Ромео и Джульетта». На спектакль приходит Роман Виктюк. Пришел, посмотрел, зашел за кулисы, поздравил актеров и ушел. Через какое-то время опять мне звонок, и уже предложение играть главную роль в его спектакле. И с этих времен я остался в театре Романа Виктюка и до сих пор в нем тружусь!

MR: Каково было переходить на работу с другим режиссером? Ведь сейчас идут спектакли, где Вы играете, но над постановками уже не работал Виктюк.  

Людмила Погорелова: Это неважно. В чем гений Виктюка? Прошло уже более 10 лет с тех пор, как мы играли «Масенькие супружеские преступления», но этот спектакль остался в нашей крови. Мне даже ничего не пришлось вспоминать. Ничего не умирает из того, что Виктюк делает с актерами. Наши спектакли идут по 20 лет и могут идти еще дольше. В этом и есть феномен художественного слова, которое Роман Григорьевич вкладывает в предмет искусства. И оно живет, оно не умирает. Знаете, это, как вино, которое с годами становится только лучше!

Вообще, спектакль — это очень живая материя. Он очень часто ветшает, распадается. Уже на третий показ спектакль может быть не похож на первый, если в нем не заложена сила энергии, убеждения и сила видения режиссера. Конечно, за это все время мы повзрослели и играем спектакль немножко иначе, но все, что Виктюк заложил, осталось. Во мне живет тот восторг от этой работы, как будто бы вообще не было перерыва.

Игорь Неведров: Ничего не поменялось! Андрей Боровиков, режиссер восстановления «Масеньких супружеских преступлений», работал в этом же спектакле раньше, как помощник Виктюка. И поэтому это привычное дело, когда ассистент режиссера то, что постановщик широкими мазками сотворил, упорядочивает, структурирует и репетирует. Это практика нормальная.

Я единственный введенный исполнитель, который изначально в этом спектакле не играл. И поэтому мне было немного сложнее, но, с другой стороны, я привык вводиться в спектакли. В большую половину спектаклей, в которых я сейчас играю, я ввелся. И очень люблю это дело! Поскольку я знаю Романа Виктюка и его театр, у меня было полное ощущение, что играю в «Масеньких супружеских играх» уже давно.

MR: Поделитесь историей спектакля «Масенькие супружеские преступления». Как все начиналось?

Людмила Погорелова: Началось все с того, что Виктюк подобрал прекрасную пьесу «Козырь» Габриэль Запольской.  Материал, кстати, был достаточно нетипичен для выбора Романа Григорьевича, потому что режиссер любил что-то более возвышенное. Казалось бы, очень простая пьеса, простая история и классический сюжет: пара взрослая, пара молодая. Показаны люди разных возрастов, но в каждом из них есть своя ипостась человеческих проявлений. Всех героев можно вообще собрать в одного человека. Как бы человек разложен на 4 поведенческие модели. Кто-то флиртует, кто-то обуреваем страстью, кто-то остается абсолютно холоден, а кто-то вообще разочарован. И это все можно соединить в одном человеке. Не может пройти человек мимо спектакля, где люди между собой выясняют отношения, где люди разыгрывают всякие любовные истории, истории флирта и разочарования.

Это очень психологически хороший сюжет. И Виктюк его сделал очень легким, прозрачным, он не превратил это в трагедию. Он сделал вроде как легкую историю, но в то же время с налетом драматизма, потому что в любых человеческих взаимоотношениях всегда есть драма.

Театр — это дорога, по которой выкладываются камушки впечатлений. Искусство — это то, куда бежит зритель за впечатлением. А впечатление должно быть эмоциональным. Когда ты получаешь заряд эмоционального впечатления, то потом оно перерабатывается в интеллектуальное впечатление. Искусство призвано человека немножко спрятать от ужаса в жизни. Человек жаждет впечатлений, ведь у него есть эмоциональный мир. И этот эмоциональный мир должен всегда подпитываться, и только тогда человек растет и развивается. Человек, который интересуется искусством, будет всегда интереснее того, кто искусством не интересуется. И вот Виктюк не мог жить без искусства ровно так же, как и я.

MR: Как появилась идея восстановить спектакль?

Людмила Погорелова: Спектакль в свое время звучал очень звонко, его безумно любила публика, мы ездили по разным странам с ним. А потом прервалась его игра только потому, что случились какие-то человеческие недоразумения. Сам спектакль не умер. Он завис и ушел от нас. Но он остался живым, в нем никто не разочаровался, он не распадался. Были какие-то сложности с владельцами. Экономическая составляющая повлияла на нас.  

Недавно мы вспомнили, что есть абсолютно живой спектакль. Есть Виктюк в том виде, в каком его еще сегодня не видели. Нет Виктюка, но он есть. И мы хотели этот принцип продлить. Не просто продлить, а продолжить жизнь тому, что было.  

Мы ничего не изменяли. Мы сделали абсолютнейший дубль «Масеньких супружеских преступлений», введя туда некоторых новых актеров. Мне пришла первой идея продолжить жизнь спектакля. Моя героиня настолько во мне эмоционально существует, и зачем такое терять? Зачем терять? Мы потеряли Виктюка, это уже так много. Я продолжаю вспоминать, что еще осталось, что можно показать, можно переработать и сделать парафраз Виктюковскому спектаклю.  

У нас есть ребята, ученики Романа Григорьевича, которые пытаются сейчас строить свои маленькие театральные домики, и это прекрасно! Мы хотим, чтобы не умер сам факт театра, ведь у нас есть зритель, который обожает Виктюка, который ходит на его спектакли, как заговоренный. Люди нуждаются в той эмоции, которую они получают. Пока мы будем нести энергию Виктюка, люди будут ходить!

Я даже могу не любить некоторые спектакли, в которых я участвую, но у меня все равно есть восторг исполнителя, который во мне зародил Виктюк. Я знаю, что владею каким-то секретом, которым не владеет почти никто в нашем театре, и я получаю от этого сумасшедшее удовольствие! Зритель очень чувствует энергию и восторг, которые испытывают актеры. Зритель за этим и идет. Это дает те самые впечатления и живую энергию общения. 

MR: Как сказала Людмила, Игорь был введен в «Масенькие супружеские игры». Игорь, скажите, сложно ли было присоединяться к труппе актеров, которые уже знают текст и знакомы с постановкой?

Игорь Неведров: Иногда — это сложно. Например, я однажды вводился в спектакль, и там был незнакомый коллектив. В таком случае ты не знаешь, чего ждать.

А в я прекрасно знал всех моих партнеров, мы сыграли вместе ни один дуэт, ни одну роль. И поэтому и возникло ощущение того, что я много лет уже с ними в спектакле. У нас налажены связи и антенны друг на друга. Даже, если нас одновременно выпустить на сцену без пьесы и без декораций, мы что-нибудь хорошее, да сделаем!

Большое счастье было играть с такими партнерами, которые уже играли в этом спектакле. Это удивительная команда. Это артисты, которые были десятки лет вместе с Виктюком. А с Виктюком могут быть только талантливые люди. Это артисты высокого уровня, с которыми ты чувствуешь полет и легкость!

MR: Как Вы думаете, если человек увидел афишу спектакля, можно смело на него идти? Или же лучше сначала прочитать пьесу, по которой поставлен спектакль, а потом уже приходить на представление?

Людмила Погорелова: Не надо ничего читать! Чтение — это уже анализ. А зачем заниматься каким-то трудом. Зачем? Вообще, пьеса — это другой вид искусства. Пьеса предназначена для игры в театре, она практически не предназначена для чтения. Я, например, читать пьесы вообще не умею. Я как-то сразу начинаю смотреть только на свою роль и не вижу целого. А режиссура — это как раз та составляющая, которая берет целую пьесу, смотрит на нее своим взглядом, реализует через актеров и превращает в спектакль. Пьесы не надо читать зрителю, надо приходить на постановки и смотреть результат. Конечно, если вы критик, культуролог и театровед, то, естественно, вы должны знать сначала первоисточник, а потом уже то, во что это все превратилось.

В чем прелесть такого жанра, как пьеса? В том, что пьесу можно всячески трактовать. Никто не знает, что именно вложено. Написан роман, повесть — там все объяснено. А когда пьеса, извините. Один сказал, второй сказал, третий. И у режиссера на базе этого выстраивается своя концепция.  

MR: У каждого спектакля есть своя целевая аудитория. Как Вы думаете, какой основной зритель «Масеньких супружеских игр»?

Людмила Погорелова: Есть люди, которые ходят на произведение. Например, услышали «Мастер и Маргарита». Я читал роман, я пойду, мне это интересно. О, «Мертвые души» – это классика, интересно. А еще люди делятся на тех, кто ходит на определенного актера – «Вот я люблю Диму Бозина, и я буду на него ходить, даже если он будет лежать на сцене и храпеть. Я буду на него ходить, потому что я от его работы получаю эмоциональное впечатление» – и тех, кто ходит на режиссера. В наш театр люди всегда ходили на Виктюка, на звезду! 

Я, как театральный зритель, хожу только на режиссера или на актера. Хожу на актера, которого люблю, или на режиссера, которого ценю и уважаю. Мне все равно, какой будет материал, ведь я приду и увижу цельное законченное произведение.

Игорь Неведров: В спектакле есть две супружеские пары. Одна из них опытная, которая уже пресытилась семейным счастьем, ищущая новых острых ощущений. А вторая — совсем молодая пара, в которой только немного уменьшился огонь первой страсти. И в этом смысле половина аудитории будет сопереживать одним, вторая - другим. Что касается меня, я где-то между. Моя жена, например, когда пришла на спектакль, сопереживала одновременно одним и другим. И несколько дней общалась со мной цитатами из спектакля, потому что это действительно попадает в сердце и ум. Диалоги написаны удивительно искрометно, остроумно, как умели писать в серебряном веке. Поэтому реакцию зрителей можно разделить: когда-то смеются женщины, когда-то — мужчины. Иногда слышно тоненькие юные голоса, иногда — более зрелые. Здесь каждый найдет для себя пищу для размышлений, потому что поднимаются масштабные и жизненные вопросы.

MR: Откройте секрет, как у Вас хватает энергии после длительного спектакля выходить на поклон, принимать поздравления и благодарности от зрителей? 

Людмила Погорелова: Это — не секрет, это абсолютно естественная история. Если актер говорит, что он устал после спектакля, значит: 1 случай — это был плохой спектакль, 2 случай — плохая работа, 3 случай — плохой актер. Актер на сцене не устает, если то, что он делает, доставляет удовольствие ему и публике. Происходит энергообмен. Нет ничего более кайфового, чем то, что есть люди, которым интересно твое дело. Такой энергообмен дает силы. Можно устать, когда ты много работаешь физически: тренировки, репетиции с очень большим напряжением. Душевно актер никогда не устает, потому что сцена — волшебное место, оно только питает. Оно питает тебя и зрителя!

Игорь Неведров: Существуют несколько способов игры. Бывает психологическая — это когда ты копаешься в себе, давишь на личные боли, выворачиваешь душу наизнанку и долго приходишь в себя. Я это не проповедую. Главное здесь — это слово «игра». Надо играть так, как играют дети. Наотмашь, на полную катушку. Со слезами и со всем пониманием жизни. Но при этом также легко, понимая каждую секунду, что это игра. И вот когда актер находится в игре, зритель становится ее участником. Это, как зрители футбольного матча: они безумно вовлечены в действо, но каждую секунду понимают, что это игра. И вот тогда-то и происходит эмоциональный обмен, который заряжает и тебя, и зрителя, и пространство правильной светлой созидающей силы!

О спектакле “Масенькие супружеские игры”:

Поговорим о странностях любви

(Другого я не мыслю разговора) …
А.С. Пушкин «Гавриилиада»

Габриэль Запольская (1860-1921 г.г.) – выдающаяся польская беллетристка и драматург. Одна из ее пьес, «Мораль пани Дульской», около тридцати лет шла в самых крупных театрах России. «Козырь», по которому Роман Виктюк поставил спектакль «Масенькие супружеские преступления», считается одним из лучших произведений Запольской, которая писала большей частью легкие комедии для семейного просмотра.

Пьеса изящна и увлекательна – мастерски выстроенная композиция, выразительные персонажи, афористичные диалоги. Ее тема – брак, вернее, его маленькие тайны и большие секреты. Это лирическая, веселая и в то же время мудрая история об отношениях очень хороших людей, которые были на грани их потери, но сумели сохранить любовь.

Две супружеские пары проводят несколько дней в поместье. Мушка и Витольд – молодожены, а Лулу и Анатоль близки к серебряной свадьбе. Умудренная жизнью Лулу уверена, что брак сродни карточной партии, в которой главное – иметь на руках побольше козырей. Она провоцирует остальных на безобидный флирт… Роман Виктюк же, провоцируя зрителя на – уже не безобидные – размышления об общечеловеческих ценностях и морали, сохранив жанр и легкость восприятия драматургического материала, наполнил спектакль глубоким смыслом.

Возможно ли сохранить доверие в карточной азартной игре?
Возможна ли любовь там, где она становится… ставкой?
Что скрывается за выигрышной картой удачного брака?
Насколько масенькими дозволено быть преступлениям в супружестве, чтобы это супружество не разрушить?
И в чем, наконец, та тайна женщины, о которой, как говорил режиссер, он ставит все спектакли?

Это спектакль о зыбкости человеческих связей и о том, как сохранить в себе человека, несмотря на изначально животную сущность каждого из нас. Ведь именно для того, чтобы человек, поддавшись низменным инстинктам, — даже скрытым под маской изысканного греха — не разрушил самого себя и не привел к гибели своих близких и любимых, и существует моральный закон.

Про эти прекрасные «качели» выбора – оставаться ли человеком, про тонкости отношений, где всегда есть место маленьким компромиссам, маленьким слабостям, маленьким изменам – не допускающим прихода беды – и поставил спектакль Роман Виктюк.

Создатели спектакля:

Постановка, режиссура и музыкальное оформление
РОМАН ВИКТЮК

Режиссер восстановления
АНДРЕЙ БОРОВИКОВ

 Художник-сценограф
ВЛАДИМИР БОЕР

Перевод с польского
ЮРИЙ ЛОТТИН

 Художник по свету
СЕРГЕЙ СКОРНЕЦКИЙ

Режиссер по пластике
ВЛАДИМИР АНОСОВ

 Звукорежиссер
ЛЮДМИЛА ПЛАТОНОВА

Действующие лица и исполнители:

Лулу 
засл. артистка РФ
ЛЮДМИЛА ПОГОРЕЛОВА

 Анатоль
засл. артист РФ
ОЛЕГ ИСАЕВ

 Мушка
АННА ПОДСВИРОВА
АНАСТАСИЯ ЯКУШЕВА

Витольд
ИГОРЬ НЕВЕДРОВ

Дворецкие
ИГОРЬ ТЕНСИН
КИРИЛЛ ШЕНДЕРОВ
АЛЕКСЕЙ ГАЛКИН
ЯН ЛАТЫШЕВ

Спектакль “Масенькие супружеские игры” продолжает играться для зрителей на сцене театра. Вы можете насладиться игрой Людмилы Погореловой и Игоря Неведрова и понять, о какой великой силе культового режиссера рассказывали актеры театра Романа Виктюка. Билеты можно приобрести на официальном сайте: https://teatrviktuka.ru/ . Спектакли Виктюка — это ценность, которая осталась после гениального Мастера!

Автор: Анастасия Цедякова

Фотограф: Полина Капица

Добавить комментарий