Искусство стратегии: как взгляд художника может помочь в бизнесе
Искусство и бизнес традиционно воспринимаются как противоположности: одно ассоциируется с чувствами и интуицией, другое — с логикой и расчётом. Однако в эпоху цифровой трансформации, нового технологического уклада эти миры всё чаще пересекаются. И сегодня бизнес реализуется одновременно в нескольких реальностях: физической, цифровой, виртуальной. Более того из-за возросшей неопределенности предприниматели вынуждены продумывать развитие, исходя из сценариев, как кратко-, средне-, так и долгосрочных. Поэтому интуитивный взгляд на мир тех, для которых действительность — это живой организм, который мультимодально развивается много тысяч лет, и кто может уловить что-то пока недоступное большинству людей и через искусство передать это нам, крайне ценен. Именно такое впечатление создают работы Нины Рассен в рамках стиля «многомерной бионики», который можно назвать квинтэссенцией современных трендов.
Весной в галерее «Нагорная» прошла выставка «Многомерная бионика в действии», на которой Анна Никитченко, управляющий партнёр O2Consulting, встретилась с художницей Ниной Рассен. Этот диалог о творчестве стал поводом поговорить о стратегии, интуиции и бизнесе будущего.
Многомерная бионика Нины Рассен
Нина Рассен — живописец, художник декоративно-прикладного искусства, лауреат международных премий и почётный деятель искусств России. Кроме того, Нина — представительница древнего рода князей Серебряных-Оболенских. Также важно отметить, что она – первая женщина основательница нового стиля. В «Многомерной бионике» «много из клеточного метаболизма, органики и бионики. Я показываю эволюцию живого начала от клетки — к единому организму. Многомерный потому, что существует в нескольких измерениях, может рассматриваться и оцениваться с разных сторон, под определенным углом зрения, может менять форму, объем и даже полностью видоизменяться. Возьмите любую мою картину и переверните — вы получите совершенно другое полотно».
Нина использует визуальный язык для передачи структур мироздания, связей между душой и Вселенной. Её картины говорят о вечности, преемственности, любви и сотворении. Художница уверена: в каждом человеке заложена память, которую можно назвать «ДНК души».
Будущее за «человечными» бизнес-моделями
Для Нины искусство — не просто акт самовыражения, а служение. Через живопись она передаёт идеи лада, гармонии с собой, природой, другими людьми. Её творчество работает с архетипами, обращается к памяти предков, идеям, символам и образам древней Руси. Бизнес, по мнению Нины, тоже может и должен быть пространством смысла. Более того, по её мнению современные бизнес-модели больше не ставят во главу угла извлечение прибыли. Устойчивыми сейчас и в будущем смогут быть только те компании, которые видят свою миссию в заботе о людях и будущем планеты, в передаче общечеловеческих ценностей. А также, смотря глубоко в прошлое, готовы осуществлять действия в рамках долгосрочного будущего.
И, действительно, результаты наших исследований и проектов с клиентам подтверждают, что уже повсеместно, в разных отраслях, миссии компаний за последние годы изменились в сторону глобальных и человекоцентричных задач.
Видение Microsoft до 2014 года звучало так: «A computer on every desk and in every home» («Компьютер на каждом рабочем столе и в каждом доме»), теперь это: «To empower every person and every organization on theplanet to achieve more» («Раскрывать потенциал каждого человека и каждой организации на планете»).
Компания Unilever определяла свою миссию как — «Meeting everyday needs for nutrition, hygiene and personal care» («Удовлетворение повседневных потребностей в питании, гигиене и личном уходе»), сейчас она трансформировалась в «To make sustainable living commonplace» («Сделать устойчивый образ жизни нормой»).
Российская компания ПИК ставила перед собой цель «Повысить уровень надежности, сделать качественный сервис доступным для большего числа людей», теперь же она сосредоточилась на задаче «Изменить повседневность, создав более комфортные, безопасные и экологичные условия для жизни».
Таким образом, в отличие от привычной бизнес-модели, где на первом месте — прибыль, в новом подходе ключевым становится вопрос: что нужно человеку, всему человечеству? Apple, IKEA, Patagonia, Airbnb, Notion — все они строят не просто бизнес, а дополнительную ценность для конечного потребителя, опыт, в котором человек чувствует себя услышанным, важным, вовлечённым.
«А сегодня что для завтра сделал я?»
В эпоху высокой неопределенности устойчивы именно те, кто умеет мыслить долгосрочно, как минимум на 20–30 лет вперед.
И как консультанты мы наблюдаем и поиски новых моделей взаимодействия на нашей планете в целом, как еще давно объявленная Китаем концепция “Единой судьбы человечества”, так и бум именно на долгосрочные стратегии до 2050 (например, Стратегия водородной энергетики Сингапура 2050 г.), 2070 (Стратегия развития ОАЭ до 2071 г.), 2100 гг. (“цели столетия”, сформулированные Китаем и т.д.), которые сейчас, как правило, инициируются и реализуются азиатскими и арабскими странами. Соответственно, в тренде — глобальное и долгосрочное мышление: все больше предпринимателей выходят на уровень решений, влияющих на судьбы поколений, как на уровне своего рода, так и всего человечества. Одних из таких предпринимателей можно назвать мечтателями, которые грезили о космосе, бессмертии, мире с умными роботами, как в фантастических произведениях тех лет, других гениальными бизнесменами, способными оценить отдаленное будущее.
Это проекты Илона Маска (SpaceX, колонизация марса), Джеффа Безоса (Blue Origin), Ричарда Бренсона (Virgin Galactic), инвестиции Ларри Пейджа в добычу ресурсов на астероидах, участие Эрика Шмидта и Тима Кука в экологических инициативах, работа Юрия Мильнера над поиском внеземных цивилизаций, инвестиции Ларри Эллисона или Олега Дерипаска в стартапы, ищущие лекарства от старости.
Чтобы действовать в такой логике, предпринимателю нужна внутренняя сонастройка. Миссия должна быть не только в словах, но и в сердце. И именно здесь возникает точка соприкосновения с искусством.
Выдающиеся художники, такие как Нина Рассен, могут помочь это сделать. Картины в данном случае действуют как метафизический инструмент. Это не магия и не мистика — это тренировка глубинного восприятия, необходимого лидерам, способности удерживать внимание на долгосрочных ориентирах и быть верным своим ценностям. В условиях высокой неопределенности эти навыки могут стать ключевым конкурентным преимуществом в рамках развития своей личности и своего бизнеса.
Впереди у Нины Рассен множество новых проектов, в том числе цифровые двойники её картин с применением искусственного интеллекта, которые позволят добавить новые измерения визуализации и восприятия её работ!
Команда O2Consulting выражает особую признательность Нине Рассен за интересную, живую беседу и желает ей творческих успехов, новых идей, а также непрекращающегося вдохновения!