Такая уж у меня профессия – клоун
«Попытайтесь осчастливить хотя бы одного человека, и на земле все остальные будут счастливы»
Юрий Никулин
Юрий Владимирович Никулин! За этим именем скрывается целая эпоха, наполненная смехом, искусством и неподражаемым шармом. Его веселые цирковые репризы – «Насос», «Лошадки», «Бревно», «Телевизор» и многие другие – до сих пор вызывают улыбки у зрителей всех возрастов. А его роли в культовых фильмах, таких как «Пес Барбос и необычный кросс», «Самогонщики», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Старики-разбойники» и «Они сражались за Родину», навсегда останутся в сердцах поклонников.
О Юрие Владимировиче Никулине писать легко и в то же время сложно. Легко, потому что написано о нем очень много. А сложно, потому что непросто найти малоизвестные факты, ведь Юрий Никулин, пожалуй, единственный из веселой троицы, кто действительно стал звездой, до сих пор сияющей на небосклоне отечественного искусства.
В первой главе автобиографической книги «Почти серьезно…», изданной в 1979 г., Юрий Владимирович полушутя, полусерьезно рассказывает, как он размышлял, с чего начать книгу, и неожиданно вывел на бумаге: «Я родился 18 декабря 1921 г. в Демидове, бывшем Поречье, Смоленской губернии».
Эта книга – не просто собрание фактов и событий, это приглашение в мир, где смех и слезы идут рука об руку, где каждый номер – маленькая история, а каждый фильм – целая жизнь. Читая строки Никулина, мы понимаем, как важно уметь смеяться, даже когда жизнь подбрасывает нам трудности. Он оставил нам не только наследие в виде ролей и реприз, но и уроки о том, как быть настоящим человеком в мире, полном противоречий.
Детство
Много хорошего было в детстве маленького Юры. Его родители, люди творческие и увлеченные, заложили основы его будущего успеха. Отец писал для цирка и эстрады скетчи, репризы и клоунады, а мама пела куплеты в созданном им театре «Теревюм», что означало «Театр революционного юмора». Это была настоящая кузница талантов, где юный Никулин впервые столкнулся с магией искусства.
Переезд в Москву в 1925 г. стал для Юры поворотным моментом. В возрасте четырех лет он впервые увидел цирк – тот самый, который впоследствии станет его домом. Воспоминания о том дне остались с ним на всю жизнь: «Цирк! Когда вошли в зал, меня поразило обилие света и людей. И сразу слово "цирк" стало для меня реальным, понятным, ощутимым. Было так интересно! Вдруг грянул оркестр, вспыхнул яркий свет, и на манеж, покрытый красивым ковром, вышли участники парада».
Клоуны маленькому Юре понравились больше всего. Захлебываясь от восторга, он громко закричал, и один из клоунов вдруг передразнил его крик. Зал разразился смехом. Этот момент стал началом его любви к цирку и сцене.
В 1929 г., когда Юра пошел в первый класс, он уже сыграл свою первую роль – Горошка. С большим куском картона, на котором был нарисован горошек, он участвовал в сценке «Огород». Десятерых мальчиков поставили в ряд на сцене, и каждый по очереди, сделав шаг вперед, должен был произнести несколько стихотворных строчек об овоще. Последним в строю поставили маленького Никулина. Юра должен был сказать такие строчки: «Вот горошек сладкий, зерна, как в кроватке». Но когда настала его очередь, он сделал шаг вперед и от волнения вместо стихов сказал: «А вот и репка!» И встал на свое место. Зал хохотал, и учительница, посмотрев на него, произнесла: «А ты, Никулин, у нас, оказывается, комик!» И действительно, спустя всего двадцать лет он стал настоящим комиком, который завоевал любовь публики.
Юность
В 15 лет у Юрия появилось хобби – он увлекся сбором анекдотов. Чтобы легче их было запомнить, он завел специальную тетрадь, куда вписывал опорные слова. Политические анекдоты он шифровал, что говорило о его наблюдательности и юмористическом мышлении. Но вскоре его жизнь изменилась: в 1939 г. он ушел в армию. В декабре того же года началась война с Финляндией, и Никулина отправили на фронт. Мог ли предполагать тогда будущий директор цирка, что здание на Цветном бульваре будут строить именно финны? Вот они, зигзаги судьбы!
Когда в июне 1941 г. Никулин готовился к демобилизации, началась Великая Отечественная война, и домой он вернулся только в 1946 г.
Рождение легенды
Юрий Владимирович Никулин – человек, который стал символом смеха и радости для миллионов. Но прежде чем стать легендой цирка, он прошел нелегкий путь.
За время службы в армии и годы войны Юрию Владимировичу так и не нашлось равных по коллекции анекдотов. Да и рассказывал он их отменно. Все однополчане были просто в восторге от его комического таланта. Смех был для них спасением в суровые времена, а Никулин стал для них настоящим источником позитива.
Вернувшись домой, Юрий был уверен, что с такими способностями его возьмут в любое творческое заведение Москвы и ринулся во ВГИК! Но там его ждал отказ: «В вас, конечно, что-то есть, но для кино вы не годитесь. Не тот у вас профиль. Скажем прямо: вас вряд ли будут снимать в кино». Знали бы они тогда, как ошибались.
Позже он подавал заявления и в ГИТИС, и в училище им. Щепкина при Малом театре, но не везло, не брали.
«Вечерняя Москва» позвала в цирк!
Как-то раз прочитали Никулины – отец и сын – в «Вечерке» объявление о наборе в студию клоунады при Московском ордена Ленина государственном цирке на Цветном бульваре. На семейном совете отец сказал: «А что? Пусть Юра рискнет. В театре-то что? Полная зависимость от режиссера, а в цирке многое определяет сам артист». Юрий согласился и поступил в студию, где среди почти 300 желающих его выбрали в числе 18 счастливчиков.
Первое выступление на манеже цирка состоялось 25 октября 1948 г., и уже в 1951 г. пришел первый успех, когда отец Юрия написал для него клоунаду «Маленький Пьер».
Впоследствии на вопрос, почему он выбрал для себя именно такую профессию, Никулин отвечал: «Наверное, чтобы идти в клоуны, нужно обладать особым складом характера, особыми взглядами на жизнь. Не каждый человек согласился бы на то, чтобы публично смеялись над ним и чтобы каждый вечер его били, пусть не очень больно, но били, обливали водой, посыпали голову мукой, ставили подножки. И он, клоун, должен падать, или, как говорят в цирке, делать каскады… И все ради того, чтобы вызвать смех.
Чем лучше работает клоун, тем больше смеха. В детстве, в школе, а потом уже в армии мне нередко приходилось придуриваться, делать вид, будто что-то не понимаю, заведомо задавать глупые вопросы, заранее зная, что они вызовут смех у окружающих.
Почему люди смеялись? Думаю, прежде всего потому, что я давал им возможность почувствовать свое превосходство надо мной. Рассказывая анекдоты, разыгрывая знакомых, я, как правило, сохранял невозмутимый вид, отчего юмор становился острее, лучше доходил. Это я проделывал еще на уроках истории в школе. Отвечая о царствовании Ивана Грозного, я серьезно рассказывал абсолютно вымышленные, дикие истории из жизни царя. И когда ошарашенный учитель под хохот класса спрашивал, откуда мне это известно, я отвечал на полном серьезе, что где-то прочитал.
Я всегда радовался, когда вызывал у людей смех. Кто смеется добрым смехом, заражает добротой и других. После такого смеха иной становится атмосфера: мы забываем многие жизненные неприятности, неудобства.
Много доброго можно сделать, если у тебя хорошее настроение. Так и на войне. Смеясь, мы забывали об угрозе смерти, становилось легче жить, появлялись оптимизм и вера.
Я лично на себе все это испытал. Слышать смех – радость. Вызывать смех – гордость для меня.
Я тренировался. Одна и та же шутка в различных ситуациях звучит по-разному. Есть шутки, которые живут долго, а есть как мотыльки – только один день.
Впервые задумываясь о тайнах профессии клоуна, я считал, что клоуны – это люди, заряженные юмором, они знают особые секреты смешного и, стоит им захотеть, сделают так, что вы будете валяться от хохота».
В интервью газете «Совершенно секретно» Юрий заметил, что не считает себя «великим клоуном», что были клоуны и получше его и популярность ему принесло именно кино.
В джунглях «Мосфильма»
В 1948 г. Юрий Никулин впервые снялся в фильме Михаила Ромма «Русский вопрос», сыграв роль американца в массовке. Это был лишь старт его кинематографической карьеры. Вскоре на представлении в цирке побывал режиссер Константин Юдин, выступление клоуна Никулина ему понравилось, он предложил ему роль и обещал позвонить, но… не позвонил.
Тем не менее мечта Юрия о большом кино продолжала жить в его сердце. Ему так хотелось сыграть настоящую, большую роль в кино. И вскоре он оказался в актерском отделе киностудии «Мосфильм». Его приняли, занесли в картотеку и… быстро забыли.
Первым заметным шагом в кино стала роль неудачливого пиротехника в фильме «Девушка с гитарой». Никулин сумел сделать этот небольшой эпизод поистине смешным и запоминающимся. За ним последовали роли в фильмах «Неподдающиеся», «Яша Топорков», «Пес Барбос и необычный кросс», «Самогонщики», но, к сожалению, после этих съемок ему навесили ярлык «характерный актер на роли любителя выпить». Это не устраивало Юрия, и он твердо решил больше не играть такие роли.
Перелом в карьере произошел после выхода фильма «Когда деревья были большими». Кинокартина появилась на экранах в 1962 г. и имела огромный успех у зрителей. Именно с этого момента Никулина начали узнавать на улицах и предложили сниматься в более серьезных картинах, таких как «Деловые люди», «Ко мне, Мухтар», «Операции "Ы"», «Кавказская пленница», а также в культовой «Бриллиантовой руке». Песня про зайцев, исполненная Никулиным, стала настоящим хитом, и зрители неоднократно просили его исполнять ее даже в цирке в клоунском костюме.
В 1973 г. Юрию Владимировичу Никулину было присвоено звание народного артиста СССР. В 1984 г. ему предложили занять пост директора «Союзгосцирка», но он отказался, не желая участвовать в склоках. Вместо этого с радостью согласился стать директором родного Московского цирка на Цветном бульваре.
Юрий Владимирович Никулин прожил долгую и интересную жизнь, полную доброты и смеха. Он скончался 21 августа 1997 г., и в тот день газеты вышли с такими заголовками: «Единица доброты – один Никулин», «Манеж опустел», «Человек, который был праздником», «Умер смех».
За свою жизнь Юрий Никулин получил множество наград, включая «Золотую звезду» Героя социалистического труда, российский орден Орла и фронтовую медаль «За отвагу». Однако больше всего он дорожил медалью «За доброту и милосердие», отлитую из личных вещиц – скромных ювелирных украшений ветеранов цирка.
Это был трогательный знак благодарности за постоянную «никулинскую» заботу о сошедших с манежа артистах и рядовых тружениках цирка.
Вот такой вот был Юрий Никулин – человек с большой буквы, человек-праздник, великий клоун на все времена!
Текст: Екатерина Шестикова
Фото: Открытые источники