"Гоголь-центр" - 2016
Три года со дня основания отпраздновал 2 февраля «Гоголь-центр». По театральным меркам это, конечно, не дата. Однако театральную жизнь не только Москвы, но и России невозможно представить без этой «могучей кучки» выпускников Школы-студии МХАТ и их мастера Кирилла Серебренникова, несколько лет назад доказавших своё право на собственный театр. Переехав в 2013 с Винзавода в драматический театр им. Гоголя, они за несколько месяцев смогли на руинах запустелого театра с совковым репертуаром построить, как они сами любят говорить, «театр внутри города, город внутри театра». Судите сами: 27 премьер, 13 номинаций на премию «Золотая маска», оригинальные программы «Гоголь+» и «Гоголь-кино», участие в лучших Европейских театральных смотрах и всегда заполненные залы - это всего-то за три года. С приходом всякого успеха не обходится и без скандалов. С первых же месяцев существования на «ГЦ» обрушилась критика ряда чиновников, недовольных свободолюбивым и остросоциальным характером постановок Серебренникова. Совсем недавно утих скандал, связанный с финансированием театра. Но, кажется, все проблемы идут этому месту только на пользу: зрителей становится больше, а сплоченность труппы и трепетное отношение актеров друг к другу подкупает даже тех, кто не приемлет современный театр.
К счастью, на презентации по случаю дня рождения «ГЦ» его худрук Кирилл Серебренников объявил, что все проблемы позади, а вот творческие свершения впереди. В 2016 году здесь собираются поставить 9 премьер, о каждой из которых было подробно рассказано.
«Иоланта»
Уже 9 и 10 февраля свой первый режиссёрский эксперимент вынесут на суд зрителей ученики Серебренникова – Филипп Авдеев, Игорь Бычков и Александр Горчилин. Одна из самых знаменитых опер Чайковского о слепой принцессе, с рождения живущей в обмане и незнании об окружающем мире, послужила поводом для размышлений о внутренней слепоте, страхах и сомнениях. «Melon Rich» побывал на предпремьерном показе спектакля, и наш совет – смотреть однозначно стоит. Примечательно, что создатели спектакля делают акцент на драматической составляющей. Это не опера в Большом, где на огромный зал демонстрируется вокал и мощь связок, здесь история Иоланты приобретает некий интимный характер и превращается в разговор о сокровенном. Любители вокала насладятся невероятно красивым сопрано и проникновенной игрой Светланы Мамрешевой, исполнившей главную роль. Также в спектакле прозвучат произведения Шнитке, Пуленка, Пучини.
«Машина Мюллер»
Произведения немецкого драматурга Хайнера Мюллера давно стали театральной классикой во всём мире, в России же они почти неизвестны. Кирилл Серебренников берётся это исправить и в начале марта представит свой новый спектакль по произведениям «Гамлет-машина», «Квартет», а также письмам и дневникам драматурга. Главной темой спектакля станут размышления о времени и художнике, о взаимоотношении мужского и женского, о красоте и насилии, о сексе и смерти. Раскрываться эта тема будет при помощи соединения разных жанров искусства: танца (хореограф – Евгений Кулагин) и музыки (композитор - Алексей Сысоев), перфоманса и видеоарта. Главный сюрприз спектакля, пожалуй, в том, что за текст будут отвечать Александр Горчилин, Сати Спивакова и Константин Богомолов, который выступит в качестве артиста. Билеты на премьеру уже появились на сайте «Гоголь-центра».
«Персона»
Весной режиссёр Лера Суркова планирует закончить работу над спектаклем «Персона» по мотивам одноименного фильма Бергмана. Судя по её словам, ждать точной копии фильма не стоит. Взяв за основу историю о знаменитой актрисе, которая внезапно замолкает посреди спектакля и отказывается в дальнейшем общаться при помощи слов, режиссёр поднимет ряд важных вопросов о социальных ролях, об обязанностях, вытекающих из них, и о мутизме. Главную роль, не проронив ни слова, исполнит Юлия Ауг.
Проект «Звезда»
Одна из самых смелых и масштабных задумок худрука «Гоголь-центра» начнет реализовываться уже в этом году. Зрителей ждёт пять абсолютно разных спектаклей о пяти поэтах 20 века: Пастернаке, Мандельштаме, Ахматовой, Маяковском и Кузмине. Ставить, к слову, их будут тоже разные режиссеры. Уже в мае первым покажет свой спектакль «Пастернак. Сестра моя – жизнь» Максим Диденко, осенью Антон Адасинский выпустит спектакль «Мандельштам. Век-волкодав», главную роль в котором сыграет Чулпан Хаматова, ближе к зиме представят свою совместную работу, посвященную Ахматовой, Кирилл Серебренников и Алла Демидова. Ещё две пермьеры следует ожидать в 2017: «Кузмин. Форель разбивает лед» Владислава Наставшева и «Маяковский. Л.Ю.Б.Л.Ю» Кирилла Серебренникова. Помимо того, что спектакли будут посвящены поэтам, их будет объединять одно сценическое решение. Художник-резидент театра Галина Солодовникова продемонстрировала макет сцены в форме звезды, каждый луч которой отведен для одного из поэтов советской эпохи.
«Море деревьев»
Актёр «Гоголь-Центра» Александр Горчилин, кажется, основательно взялся за режиссуру. На этот раз он будет работать над пьесой Любы Стрижак «Море деревьев», специально для которой худрук снял табу на спектакли для детей. Эта история в первую очередь о детстве, о безудержной фантазии этого светлого периода, о необходимости игры в жизни человека. Поэтому спектакль будет интересен, как взрослым, которые смогут предаться ностальгии, так и детям, которые узнают в персонажах себя. Премьера ожидается в мае.
«Кафка»
В отличие от предыдущего, этот спектакль, по мнению К. Серебренникова, «для самых взрослых». Пьесу об одном из выдающихся писателей 20 века Франце Кафке написал драматург и, как он сам себя назвал, «кафковед» Валерий Печейкин. Он уверен, что постановка будет пользоваться успехом у русской публики, потому что Кафка – «это абсолютно русский тип, у которого всегда всё плохого». Такое миропонимание в России любят и принимают. А то, что оставалось непонятно даже нам, драматург постарался расшифровать, тщательно изучив жизненные обстоятельства, оказавшие влияние на творчество писателя. Мир Кафки, наполненный странными существами и экзистенциализмом, можно будет увидеть на сцене «Гоголь-центра» в декабре.
«Деньги»
Завершится парад премьер 2016 года спектаклем «Деньги» по пьесе Евгения Казачкова. С главным правителем мира, деньгами, будет разбираться Серебренников. Пока о постановке известно мало, но то, что она будет пропитана сарказмом и горькой правдой, сомнений нет. Автор сценария на презентации прочитал отрывок, в котором рубль принимает судьбу Иисуса, - вся журналистская братия с трудом сдерживалась от смеха.
Худрук театра добавил, что в этом году ещё больше внимания будет уделяться специальным программам «Гоголь-центра». Так в рамках «Гоголь+» перед каждым спектаклем планируются небольшие интерактивы создателей постановки со зрителями, цель которых не растолковать происходящее на сцене, но плавно ввести в него и дать дополнительную пищу для размышлений.
Автор: Петр Филимонов