Творить в Вечность, или «Бостонское чаепитие» в «Китайском летчике»

03.12.2024
Дата публикации

Если вы большой поклонник кабаре, французского шансона, богемного образа жизни, а фамилия Вертинский у вас вызывает уважение и лёгкую дрожь, то вам должна быть знакома ещё одна фамилия - Преображенский.

Владимир Преображенский и его группа "Бостонское Чаепитие" в середине «нулевых» возродили в Москве моду на декаданс. На фестивале «Бархатное подполье», который Владимир организовывал с 2005 года по 2015-й, гости погружались в добрую дореволюционную атмосферу Серебряного века, пропитанную символистской поэзией, изысканными манерами и легким флером эротики.

Первые два альбома «Бостонского Чаепития» - настоящий куртуазный декаданс в лучших и местами безумных его проявлениях. Клип на песню «Шпионы гламура» до сих пор не выходит из головы у многих. А лидер группы зарекомендовал себя как человек загадочный и эпатажный.

Однако в последнее время группа сменила вектор, как говорит сам Владимир, в сторону «азиатских изысканий». Началось всё в 2020 году с альбома «Паломничество в страну Востока», который показал музыкантов с незнакомой прежде стороны. Богемные эстеты отправились в философское путешествие по странам Азии, в музыке появились новые причудливые краски. Сейчас «Бостонское Чаепитие» работает над новым альбомом «Азиатская шкатулка», который обещает быть богатым на интересные эксперименты и станет поистине актом чистого и свободного искусства.

Об этом и о многом другом нам удалось поговорить с Владимиром Преображенским в клубе «Китайский летчик Джао Да», где он с группой «Бостонское чаепитие» выступил на юбилейном концерте фестиваля «Последние Четверги».

MR: Как появилось «Бостонское Чаепитие»?

В.П.: Собралась группа 25 лет назад (2000 г.) Первые 5 лет мы просуществовали как акустическое трио: Владимир Преображенский, Данила Шлапаков на скрипке и Мигель Сюч на клавишных и флейте. Мы экспериментировали, пытались компенсировать отсутствие барабанов и баса электроникой, драм-машиной. Но мне, конечно, хотелось полноценного звука.

С приходом в группу барабанщика Михаила Протасова у нас началась «электрическая жизнь», и на смену струнным (скрипке) пришёл наконец саксофон. Я всегда тяготел к духовым. С нами немножко поиграл саксофонист Павел Веренчиков из легендарной группы «Мистер Твистер». А потом пришла Татьяна Протасова (тогда она носила другую фамилию), заиграла у нас на саксофоне и впоследствии стала женой нашего барабанщика Михаила Протасова.

В 2009 году мы записали дебютный альбом "Шпионы гламура". То есть только спустя 9 лет вышел первый альбом. Зато следующий вышел прямо уже сразу - в 12 году. Это была "Татуированная роза". Мощный.  Ну и понеслось.

MR: Что ожидать слушателям от нового альбома «Азиатская Шкатулка»?

В.П.: А вот новый альбом продолжает наши изыскания на азиатскую тему. Дело в том, что первый период нашего творчества, первые 2 альбома, был посвящён богемному декадансу. Я даже сделал, как известно, фестиваль «Бархатное подполье». А вот где-то в 18-19 году меня очень сильно «переклинило» на Азию. Я много там путешествовал. И на волне пандемии мы выпустили альбом. Называется он на тайском языке и переводится как «Паломничество в страну Востока». Там «заиграли» совсем другие темы, зазвучали другие звуки, совсем другая эстетика. Поменялся даже визуальный облик.

Сейчас мы продолжили движение в этом направлении. Причём это ни в коем случае не стилизация. Абсолютно авторская музыка, где некоторые инструменты звучат, может быть, похоже на азиатские, но таковыми не являются. И наоборот. Допустим, у нас в одной из композиций тромбон имитирует звук тибетского горна, а моя гитара - если не ситар - то какую-нибудь китайскую пипу.

Новый альбом, который мы пишем, называется "Азиатская шкатулка".  Мы возвращаем в рок-музыку такие несвойственные стили и направления, как, допустим, плясовая. При этом мы сочиняем плясовые, которых в природе нет. У нас есть индонезийская плясовая, бенгальская плясовая, тувинская плясовая.

Первый этап записи уже завершён. У нас есть основа. И сейчас начинается самое интересное и самое неожиданное. Я называю это «этап дополненной реальности». Мы приглашаем аутентичных музыкантов. У нас будет исполнительница из Китая – Чжоу-Чжоу – на инструменте, который называется эрху, знаменитый тувинский шаман Николай Ооржак, и, возможно, ещё ряд музыкантов.

У нас запланирован эксперимент на стыке культур: например, одна инструментальная композиция будет сочетать звук русских гуслей и китайского эрху. В целом, я уже не знаю, это рок-музыка или нет. Я назвал этот стиль – азиатский прогрессив-джаз.

MR: Когда выйдет альбом?

В.П.: Мы не ставим себе каких-то сроков. Мы пишем спокойно. Слава Богу, нас никакие контракты и обязательства не связывают, мы можем свободно творить, свободно парить в этом творческом процессе.

Но я человек нетерпеливый. Так что я надеюсь, что эти выходные у нас будут плодотворные, что мы многое сделаем, и дальше уже будем потихонечку все это сводить.

Весной группе «Бостонское Чаепитие» исполнится 25 лет. Это будет тройной юбилей: 25 лет группе, 20 лет фестивалю «Бархатное подполье», ну и - самому страшно - мне будет 50.     

Конечно, мы будем праздновать. У нас будет мощный концерт, как и предыдущие юбилейные концерты. Я думаю, уже можно рассказать, что к юбилею о нашей группе будет написана книга. Ее автор - замечательный музыкальный журналист, мой коллега, Денис Ступников. Так что вот такая у нас интересная творческая жизнь.

MR: Что для Вас успех в музыке?

В.П.: Успех — это вообще понятие из какой-то другой области. Монах, который сидит в горах и медитирует – в чем его успех? Определение «профессиональный рок-музыкант» звучит так же нелепо, как «профессиональный святой». И поэтому понятие «успех», к сожалению, навязано нам американским шоу-бизнесом, где все просто: показателем того самого пресловутого успеха считается количество заработанных денег, число проданных альбомов, собранных стадионов и так далее. Но штука в том, что на самом деле это является лишь одним из критериев. То есть, если человек собирает стадион, на мой взгляд, это не всегда значит, что у него очень интересная и талантливая музыка. Таким образом творчество превращается в какой-то супермаркет и в турнирную таблицу. Мы в турнирах этих не участвуем.

Более того. Я сейчас скажу вещь, которая многим не понравится. Я не считаю, что творить нужно для людей. Творить надо сразу в Вечность. Ибо вкусы большинства людей - да-да! - довольно предсказуемы и примитивны. Именно поэтому нравиться большому числу людей, иметь много слушателей – не является какой-то сверхзадачей. А мы стремимся прежде всего к искусству. Наша главная цель – донести то, что приходит к нам в сознание и сердце   через тонкие эмоциональные струны до конкретного выражения в музыкальных звуках.

Как понять, что получилось это донести? Самому нравится – значит, получилось. Не нравится - нужно что-то доработать. По этой же причине какая-то критика, какие-то мнения - тоже явление относительное. Похвалы, кстати говоря, тоже.

MR: Для вашей музыки сложно подобрать жанровое определение. К какому жанру вы относите свою музыку?

В.П.: Очень хорошо, что определение трудно подобрать. Мне кажется, что это значит, что в этом есть что-то живое. Когда с кем-то знакомишься, отправляешь наши записи или что-то показываешь, то часто я сталкивался с похожей реакцией: что человек задумывается, мрачнеет и говорит, что «это интересно, но странно». Вот, правильно! А если оно не странное, то такого уже много и без нас. При этом мы не стремимся специально сделать что-то вычурное, замороченное, сверхсложное. Просто, видимо, наш художественный и жизненный мир сложнее, чем мир среднестатистического гражданина. 

MR: Обычно в музыкальных группах есть один-два участника, которые пишут основу материала. Кто у вас этим занимается?

В.П.: В основном, конечно, я. Если брать песенную составляющую, то я приношу песни, аранжировки мы делаем вместе. Но поскольку мы существуем давно, и рок-музыкой я занимаюсь уже 30 лет, я преодолел еще в конце 90х, то состояние, когда мне музыканты нужны, чтобы сыграть то, что я насочинял. С тех пор, как у меня в руках появились синтезатор и секвенсор, я могу записывать партии всех инструментов сам. И там точно будет сыграно как я хочу, и никто не слажает. И поэтому от музыкантов я сейчас жду принципиально иного -  что они привнесут что-то своё, добавят какие-то краски, о которых я и не подозревал.  И мне интересно, что каждый может досочинить в песню. Это как игра в «буриме».

Такой получился диалог, и Владимир Преображенский оказался очень приятным и открытым человеком. И теперь у нас есть еще одна причина ждать 2025 год – это, конечно же, юбилеи «Бостонского Чаепития», «Бархатного Подполья» и самого Владимира.

Автор – Артем Половков

Добавить комментарий