Мечтать не вредно
А вы верите в силу мечты? Говорят, она способна изменить жизнь, перевернуть весь мир, сотворить чудо. В это искренне верил Александр Грин, создавая свою знаменитую феерию.
Повесть «Алые паруса» написана таким поэтичным и мелодичным языком, что буквально просится на музыку. Неудивительно, что у многих российских композиторов появлялась идея создать мюзикл о мечтательнице Ассоль и капитане Грее, воплотившем ее мечту в жизнь. Не удержался и народный артист России Максим Дунаевский. Его версия мюзикла оказалась столь удачной, что была поставлена в 18 городах России, а московская постановка пережила уже вторую редакцию.
В постановке компании «Русский мюзикл» зрителям открывается особый мир, в котором история Грина выглядит современной сказкой. Режиссер новой редакции мюзикла Светлана Горшкова отказалась от эстетики стимпанка — сочетания технологического прогресса со зловещей средой обитания, которым была пропитана версия Дмитрия Белова. Актеры и декорации перестали быть системой единого механизма. История стала более лиричной и жизненной, что позволило актерам ярче раскрыть образы своих героев.
Светлана Горшкова, режиссер: «Замена произошла во многом. Самое главное, что на передний план вышли артисты, появилась романтика, в спектакле появился воздух».
Минимализм в декорациях вывел на первый план эмоции главных героев, а у зрителей появилась возможность сильнее прочувствовать всю глубину музыкального произведения Максима Дунаевского и историю веры, надежды и любви Александра Грина. Сама концепция мюзикла стала более позитивной и жизнеутверждающей по сравнению с предыдущей версией, пропитанной безысходностью и мраком.
Авторы либретто Андрей Усачев и Михаил Бартенев не пожалели темных красок для грубой портовой Каперны, которая стремится втоптать в грязь и юную мечтательницу Ассоль. Мужчины спиваются, а женщины выглядят обрюзгшими и сварливыми. Даже море здесь потеряло свой романтический ореол — «только соль и креветки для пива».
Ольга Ажажа, исполнительница роли Ассоль: «Я не люблю говорить про нее однобоко, что она, например, лирическая героиня, которая просто верит. Для меня она все равно очень многогранна. Ассоль — полноценный человек, личность, она вбирает в себя много красок. Она очень чистый человек, и для меня это слово главное. Я сама тоже верю в чудеса и считаю, что все должны верить. Я наблюдаю за своей жизнью, и мне кажется, что чего бы я ни захотела, все, так или иначе, сбывается. Я считаю, что человеку желания просто так не даются. Если они приходят, значит, они должны сбыться. Ассоль помогла мечта, у нее был ориентир, который не позволял ей сойти с пути».
Отрицательные роли всегда выгоднее и ярче положительных, и мюзикл Дунаевского не стал исключением. Меннерс-младший — по-настоящему драматический, противоречивый и объемный персонаж. От ненависти к дочке убийцы отца и презрения к «этой сумасшедшей» он приходит к любви и жертвенности: «Ну хочешь, скуплю я весь красный шелк, ну хочешь, зови меня Греем...». Так что выбор Ассоль уже не выглядит таким очевидным.
Комментарий Грея:
«Алые паруса» — это мюзикл о том, как два человека, созданные друг для друга, идут к своей встрече порой замысловатыми путями. Ассоль ведет мечта о белом капитане, который должен приплыть к ней на корабле с алыми парусами, а Грея — мечта о море. Ведь мечта, если в нее искренне поверить, становится могучей творящей силой, для которой не существует никаких преград, не существует ничего невозможного. Нужно только твердо верить в свою мечту и ждать чуда.
Одно можно сказать с уверенностью: постановочной группе спектакля удалось создать нечто оригинальное и сделать еще один шаг в направлении того, чтобы в ближайшем будущем словосочетание «русский мюзикл» уже не воспринималось оксюмороном.
Автор: Лилия Воронова