Кибернетическая дева не лязгает и не скрипит…
Александр Гецой - человек странной мистической судьбы. В его биографии есть и удачное падение с шестого этажа, и открытие дела, которое принесло ему клиентов со всего света.
Движущиеся киберскульптуры Александра Гецоя ценят в России, Америке и Европе, но сам мастер считает себя не гением, а всего лишь человеком, который дает вторую жизнь металлолому. Его произведения причисляют к мировым шедеврам стимпанка. Впрочем, это слово Александр узнал относительно недавно. Когда поклонники хитрых поршневых механизмов, дирижаблей, эстетики из ремешков, циферблатов, втулок и цилиндров напросились в его мастерскую на фотосессию! Александр Гецой, как человек скромный, не устает повторять журналистам, что он ничего не понимает в искусстве! Его работы начали появляться на свет случайно и стихийно, благодаря каким-то смешным совпадениям. Первый заказ был получен больше двадцати лет назад. Он украсил, нет, не музей, а одну из Ленинградских пивных, куда тут же выстроилась очередь любопытных. Проволочный джентльмен кланялся прямо из стены, это была скульптура-картина, смонтированная в багетной раме. Последовал первый коммерческий успех. В 90-х Александра завалили предложениями о сотрудничестве.
Именно помойка - бесплатный и неисчерпаемый источник расходных материалов для эксклюзивных работ, стоимость которых колеблется от 500 тысяч до нескольких миллионов рублей. У Александра Гецоя в России нет конкурентов, но хватает завистников. То, что он делает, можно назвать аниматорикой - искусством изготовления объектов в движении. Творческий «помоечник» не пройдет мимо нужного и ценного. Это запчасти бабушкиной мясорубки, конструкции зонтов, шестеренки велосипедов, автомобильные детали, втулки, гайки, ненужная обувь, микросхемы компьютеров и телевизоров, останки музыкальных инструментов и манекенов и много чего еще. Фантазия и интуиция помогают организовывать этот хлам в невероятные движущиеся арт-объекты, которые украшают парки, скверы, музеи, рестораны и частные коллекции.
Кали в прокурорских сапожках
Передо мной трехликая богиня с шестью руками. Ее движения плавные и естественные, киборгесса, работающая на нескольких батарейках, нежно обнимает гостей изящными ручками в лайковых перчатках. Ее хочется потрогать. Железные кости и суставы, внутренности со светодиодами и шестеренками, - все-таки оставляют надежду, что эта девушка живая. Заметно, что мастер очень любит делать роботов-женщин. У Александра Гецоя получаются очень изящные киборгессы. У них маленькая аккуратная грудь, сработанная из сетчатых дуршлагов для макарон. Потайной тумблер-выключатель (такие, наверное, можно было встретить в 70-х годах) приводит в движение стройную девичью фигуру из разнообразного металлического утиля.
«Кибернетическая дева не лязгает и не скрипит, и не боится перегрева, и никогда не закипит», - вспоминаются строчки поэта Вадима Степанцова. От «Попирающей время» исходит аура спокойствия и вечности, на пятой минуте общения с киборгессой забываешь о критическом курсе доллара и личных фрустрациях.
Впрочем, эта трехликая и шестирукая для своих - мисс Кали - даже вопреки отсутствию ожерелья из черепов. Каким-то внутренним зрением киборгесса воспринимается как некий мистический, сакральный объект, но не железная кукла. Однажды, выставку, где экспонировалась «мисс Кали», посетила известный питерский политик Елена Бабич, которая попросила оставить ее наедине с богиней. Ее так заворожил легкий стрекот механизмов, балетные движения шести рук, медленное вращение трех подсвеченных ликов, натяжение цепей передач в грудной клетке. Наверное, это была медитация. Депутат законодательного собрания Санкт-Петербурга явно прибыла на выставку Александра Гецоя с какой-то тайной миссией. Вышла от «Попирающей время» посвежевшей и помолодевшей.
Впрочем, одна ювелирная компания успешно использовала коммерческий потенциал богини. Ее обаяние и три пары проволочно- шестиреночных девичьих рук помогли реализовать несколько тысяч ювелирных украшений. Но как корабль назовешь…
Был и почти криминальный случай - посетительница выставки, созерцающая мисс Кали, вдруг упала в обморок. Слабое сердце, вызывали «скорую».
Мисс Кали, не оставляющая шанса на равнодушие, попирает кожаным сапожком циферблат старых стенных часов. Сама обувка преподнесена ей в дар соседкой Александра. Что забавно: бывшая хозяйка сапожек - районный прокурор с миниатюрной ножкой 35-го размера.
Железно-проволочно-шестереночные, но очень человеческие персонажи Александра Гецоя иногда сводят с ума даже полицейских. «Была забавная история на одном джазовом фестивале, – смеясь, рассказывает арт-механик. – Дело близилось к закрытию, полицейский подошел к моему роботу -саксофонисту со спины (а тот был в обычной одежде, играл, двигался), похлопал по плечу – мол, знай честь, парень, закрываемся. А он, как ни в чем не бывало, продолжает играть. Звук шел от лежащего рядом телефона. Полицейский осатанел и приложил трубача дубинкой. А потом, смущенно нас похвалил, мол, молодцы, как натурально парня сделали».
«Я повторяю механику живого человеческого тела, - говорит мастер. - Ведь это самая совершенная механика». В подтверждении своих слов Александр показывает собственноручно механизированный человеческий скелет. Его «хозяин» почил десять лет назад и ни за что бы не догадался, что после смерти станет пожимать руки гостям на выставке «Тело человека». Гецой заменил утраченные приводящие суставы и мышцы проволокой и шестеренками. Получился анатомический шедевр.
Мышцы патефонных пружин
Александр Гецой до сих пор работает интуитивно, без каких-либо технических чертежей. В Питере у него масса фанатов, соседи чемоданами тащат мастеру все ненужное: самовары, детали старых часов, фотоаппаратов, мотоциклов, приёмников, телевизоров. «Я наугад засовываю руку в кучу хлама и всегда нахожу то, что ищу! - рассказывает мастер. - Незаменимая вещь во многих механических роботах - патефонные пружины, из современных деталей я не могу найти ничего подобного по прочности и эргономичности».
Гецою приходится разорять две столицы на такую винтажную редкость как патефоны 30-х годов. Сейчас заказов настолько много, что мастер часто остается ночевать в своей мастерской. От кинокомпании поступил заказ на семерых космонавтов. Новосибирск хочет получить огромного трансформера из груды металлических обрезков… Работы «простого сварщика» можно посмотреть в крупнейший музеях страны. Танцующую «Коломбину» в маске забрал Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства. Мистер Х и девочка Суок, воплощенная обратно в куклу, украшают Московский Политехническом музей. Героиня романа Юрия Олеши, несомненно, любимица мастера. Александр Гецой создал механический каркас, который скрывает манекен девочки. Суок танцует, замирает, смотрит на зрителя, подносит ключ к губам и свистит… Ее движения регулирует встроенный таймер. Если кукла сломается, для ее ремонта в спине предусмотрена специальная дверца. Наряд модницы разработала модельер Ольга Денисова, ткань, обувь и ленты арт-механик подобрал сам. Мастер обошел десятки магазинов и распродаж, чтобы найти а-ля винтажные туфельки, сочетающиеся с изумительным золотистым платьицем. Александр Гецой задумал свою Суок в стиле механических кукол 18-19 веков. Если бы наш арт-механик жил два с лишнем века назад, то наверняка бы успешно конкурировал с европейскими механиками, создавшими первые движущиеся скульптуры. Вот отрывок из статьи «Автомат», опубликованной в 1878 году в Санкт-Петербургском энциклопедическом словаре:
«Андроид Вокансона играл левой рукой на провансальской свирели, правой рукой играл на бубне и прищелкивал языком по обычаю провансальских свирельщиков. Наконец, бронзированная жестяная утка того же механика - едва ли не самый совершенный из всех поныне известных автоматов – не только подражала с необычайной точностью всем движениям, крику и ухваткам своего оригинала: плавала, ныряла, плескалась в воде и пр., но даже клевала пищу с жадностью живой утки и выполняла до конца (разумеется, при помощи сокрытых внутри ее химических веществ) обычный процесс пищеварения».
Не менее удивительны были скульптуры современников Вокансона, швейцарцев Дро. Один из изготовленных ими автоматов, девушка-андроид играл на фортепьяно, другой – в виде 12-летнего мальчика писал несколько фраз по-французски. Александр Гецой удивительным попаданием реанимировал искусство создания механических кукол-андроидов 18-19 века. Это уникальное, дорогое, придворное направление, о котором нам практически ничего не известно. Полностью механическая кукла-робот, работающая от завода уникальна с точки зрения исполнения. Ведь у европейских мастеров были свои неразглашаемые секреты, которые передавались из поколения в поколение. Стоимость даже современного механического андроида - десятки тысяч долларов и за ними охотятся понимающие коллекционеры. Остается загадкой, как питерский сварщик Александр Гецой, не обладая никакими чертежами и специальными знаниями, создает своих механических кукол. Впрочем, Александр пытается передавать свои наработки ученикам. Дело это не простое - среди молодежи мало усидчивых бессеребренников, все хотят все и сразу - много денег и славу художника.
Киберпремия для индустрии
Впрочем, премьер Дмитрий Медведев также большой поклонник стимпанка и арт-механики Гецоя. Специально для него Александр собрал одну из самых масштабных и поражающих воображение игрушек - огромное механическое сердце, с трудящимися без перебоя клапанами и шестеренками. Этот экспонат стал символом ростовского экономического форума. На ярмарке инвестиций не было ни одного участника, кто бы упустил возможность запечатлеть себя возле такого чуда. Премьер также не прошел мимо сваренного из металлолома аккордеониста. Дмитрий Анатольевич с удивлением убедился, что пальцы музыканта выполнены из кусков шланга для душа, а клавиши на аккордеоне – от старой печатной машинки. «Я сделал 26 аккордионистов, но не могу сказать, где стоят 25 из них, так как долгое время работал через посредников. Время от времени пишут, что видели мои фигуры в Тунисе, Германии, Париже», - рассказывает Александр Гецой. Но есть работы, которые точно не затеряются. Затем, с легкой руки Дмитрия Медведева арт- механик разработал и воплотил премию «Индустрия» . Это красивое механическое деревце с шестеренками работает на батарейке «Крона» и вручается не за абстрактные футуристические прогнозы, но реальный вклад в промышленность. Получить это красивую настольную композицию можно опять-таки из рук премьера.
Александр успел поработать и как художник-постановщик - дал «плоть и кровь» игрушечным роботам в детском спектакле театра «Практика» по мотивам фантастики Станислава Лема. Александр Гецой на одном дыхании, как демиург, создал актеров, принятых детьми за жителей близлежащих планет. Целые горы железяк разного происхождения алхимическим чудом были превращены в участников любовной драмы и ее фактурные декорации. Однако, бывают заказы и совсем недетские, от которых мастер решительно отказывается. Уже не первый раз предлагали наладить поточное производство…стимпанковских секс-машин в виде фантазийных поршневых устройств и адских мотоциклов с огромными фаллосами. Мастер благоразумно уходит от сотрудничества с секс-индустрией.
У Александра Гецоя масса предложений поработать в Европе, Америке и Канаде. Но пока он не спешит уезжать. Его мечта сделать из своих персонажей музей, а также российский «Диснейленд» с персонажами из русских народных сказок. «Эти композиции спокойно переносят дождь, – уверяет Гецой, – все элементы изолированы. Роботы слаботочные, так что никого током не ударит. Они абсолютно безопасны». Однако, большей частью заказы у арт-механика все же частные, администрации городов и районов пока не спешат обращаться к уникальному мастеру.
Автор: Марина Юрова