Добрая кума живет в ВПА
Русская пословица гласит: «Добрая кума живет и без ума». Современная женщина же, напротив, совершенно не лишена рассудка. Некоторые сидят в Думе, кто-то руководит крупным бизнесом, другие – гордо балансируют на гребне искусства. Как бы то ни было, женщина стала другой – осторожной, решительной, но по-прежнему прекрасной и тонкой. Они больше не кухонные стряпухи, а люди, создающие нечто новое, социально значимое, захватывающее, по крайней мере, на ниве творчества. Тем не хуже, как говорится, в нашем полку прибыло.
В Государственной галерее на Солянке, чьим кредо стали ВПА (видео, перформанс, анимация), весна ознаменовала время женщин, а как следствие, открытие двух выставок, я бы даже сказал проектов, тесно связанных с феноменом дамы современной. В одном из них она предстает как участник, в другом – как создатель. Итак, перформанс Марины Абрамович «Лук», который представлен при поддержке ночной школы перформанса PYRFYR, и «Небольшая ретроспектива» Марины Алексеевой. Но обо всем по порядку.
Перформанс Марины Абрамович «Лук», бабушки мирового перформанса, это двадцатиминутное видео 1993 года, где госпожа Абрамович, кстати сказать, став ретроградом на поприще современного искусства, с завидным остервенением и досадой ест луковицу, неформально являющуюся символом бед, тех «горьких» событий, от которых она безумно устала: мужчин, аэропортов, факсов, телефонов и одиноких гостиничных номеров. То и дело, в ее закадровых комментариях постоянно слышно выражение «I’m so tired…». Проглатывая куски овоща, она будто «проглатывает» и эти проблемы, отчетливо понимая, что ничего не может с ними поделать в одиночку. Ну и пусть, а слезы, бороздящие её щеки, лишний раз говорят о вездесущности этих неприятных для нее событий и о протесте, который, исходя исключительно от нее, возможно, обречен на затухание и непонимание. По словам Антастасии Мельченко, научного сотрудника Государственной галереи на Солянке, перформанс Марины Абрамович не есть искусство ради искусства – видео имеет вполне понятный социально активный посыл. Художника обращает внимание дам на то, что вещи и события, изнуряющие ее, запутывают современную женщину в паутину низкой повседневности, она пытается заострить внимание на том, что эта рутина лишает их полноценной жизни.
Другая же участница весеннего парада женщин – Марина Алексеева, создательница, так называемых, Lifeboxes, коробкообразных конструкций, внутри которых течет самая настоящая микрожизнь. Каждый куб внутри себя представляет воссозданный в мельчайших деталях интерьер какого-то характерного замкнутого пространства, да и не только замкнутого: больница, тюрьма, завод, пляж, и даже резиденция Обамы в Вашингтоне. Представляется невероятным, сколько художница потратила времени и усилий на приклеивание, скажем, этикетки на полусантиметровую бутылку чего-то, на портрет, висящий на стене, которая, к слову, подсвечивается ну просто инфузорной лампочкой, с еще менее незаметной нитью накаливания. Все это, конечно, хорошо, но, согласитесь, многие люди в миниатюре отражают внутреннее «убранство» тех или иных помещений. Но в лайфбоксах Марины Алексеевой есть элемент, который мгновенно вычеркивает ее из списка участников кружка «Умелые ручки». Что это? Это – проекции. Происходит это примерно так: ты любуешься предложенным интерьером, допустим, тюрьмы, и тут, откуда не возьмись, в этой коробке появляется самый настоящий зек, томно бродящий от одной стенке к другой. Затем он превращается в другой персонаж, и так далее по кругу. «Это» происходит практически во всех конструкциях – человечки общаются, делают, зачастую, совсем не понятные вещи, превращаются из одного агрегатного состояния в другое, а весь этот анимационный сюрреализм усиливается на фоне какой-то психоделичной музыки. С первого взгляда кажется, что все происходящее не имеет никакой связи, но потом целостность, пусть даже очевидно нереалистичной картины, проникает все глубже и глубже, дергая за какие-то нервные ниточки. Это даже не стоит пытаться понять, этим нужно наслаждаться. Да это и нельзя понять на самом деле, поскольку в реальных условиях происходят предельно нереальные вещи. Помимо всего прочего, на выставке представлена серия «Вид на жительство», где те же самые интерьеры дочерне связаны с людьми, живущими в этих стенах. Смотришь, и понимаешь – здесь обитает богач, а тут – девочка подросток или бедняк, причем, совпадение стопроцентное. Как сообщила нам Анастасия Мельченко, на создание одного лайтбокса художница тратит от месяца-двух, а если несколько коробок конструируется одновременно, то срок увеличивается до полугода.
Как ни крути, у любого жанра современного искусства есть совершенно определенный посыл. Он может быть как очевидным, так и завуалированным – и то, и другое имеет право на существование. Но как, порой, приятно расслабить мозги и подивиться современному искусству, которое не тождественно суперглубокому пониманию реальности и не требует знания многовековой истории жанра. Оно существует на поверхности, что никоим образом не умаляет его привлекательность и изысканность.
Автор: Кивалин Павел