Вера Павлова. Стихи о любви.

Google+

Поэзия – не цель. Это средство. Средство убеждения, вдохновения, исцеления и, быть может, предотвращения чего-то. Достижение гармонии и согласованности души и разума – вот, что является основной задачей стихотворного искусства. Остается открытым один вопрос: одинаково ли лечит земные проблемы помпезная поэзия с многообразием резных слов и художественных барельефов и линейная поэзия, понятная, доступная, но зализывающая не менее глубокие раны человеческой души?

На прошедшей неделе мне, наконец, удалось посетить спектакль «Вера Павлова. Стихи о любви» в Политеатре. Пять прекрасных женщин (Ингеборга Дапкунайте, Анна Банщикова, Ирина Михайловская, Аля Никулина, Ольга Кузьмина) читали любовную лирику Веры, которая, по правде говоря, у многих критиков выражает предельно неоднозначную реакцию. Так или иначе, любовь не должна толковаться однозначно - она многообразна, принимает различные фазы, проявления и метаморфозы. В постановке, любовь мужчины и женщины, как таковая, не конечна – она трансформируется в совершенно иную любовь: к детям, воспоминаниям, мелким деталям лиц людей. Интересно, что единовременно на сцене присутствуют пять женщин, рассказывается пять историй, но существуют лишь три возраста: молодая девушка, три женщины средних лет и пожилая дама. Любое стихотворение, воспроизводимое тем или иным персонажем, несет определенную смысловую нагрузку, совершенно не идущую вразрез с возрастом рассказчицы: молоденькая девушка страдает от первой любви, первого опыта, три барышни золотого возраста жалуются на измены и восхищаются настоящим, а состарившаяся женщина размышляет о смерти, анализирует свою прошлую жизнь и воспоминания. Не имея выдающегося воображения, можно догадаться, что перед нами предстает жизненный цикл одного человека. Но кого? И почему средний возраст дублируется три раза? Как сообщила нашему журналу Вера, в постановке она не принимала никакого участия, и данный художественный прием является придумкой постановщика Эдуарда Боякова. «Во мне никаких персонажей нет. И возраст у меня всего один, - утверждает поэтесса, – что касается использованных в спектакле стихов – есть и давние стихи, и не очень. Совсем новых, правда, там нет.» Как бы то ни было, любая постановка не упраздняет право зрителя на фантазию, не правда ли?

В произведениях Веры Павловой любовь и бытовой конфликт идут рука об руку – неверное движение и ты скатишься в грязную сиюминутность бытия. Возможно, такие ситуации не должны быть поэтически отражены высокопарным языком, поскольку быт – это простота. С другой стороны, что такое быт? Это ли каждодневная рутина, высасывающая все силы и духовность, или лишь события которые повсеместно распространены: ненависть, сожаление, да та же самая любовь? Поэзия Веры проста еще и тем, что каждый воздыхатель может, так или иначе, найти себя. Поэтому над образом «литературной мистификации», коим окрестили поэтессу, нужно серьезно призадуматься. Зачастую, для каждого отдельного человека, личные, пусть даже самые низкие, переживания оказываются значимее уже всеми тщательно пережеванных социально активных вопросов. В данном случае, Вера – глас повседневности, без которой нельзя и которая формирует более высокие аспекты существования человека и его души. Просто – не значит бессмысленно, просто – значит о насущном.

По каким-то причинам, бытует мнение, что все, где в одном предложении встречаются слова «литература», «поэзия» и «современность», недостойно. Мол, лучше читать классику, там больше умного. Безусловно, но не нужно забывать о том, что проблемы стареют, а люди  остаются. По всей видимости, мы стали жить в эпохе бинарной действительности, что не есть низко, а есть – естественно. Свои слова хотел бы закончить одним, как говорит сама Вера, «стишком», который наиболее точно отражает смыслы ее поэзии:

Река. Многострунная ива.

 Кузнечики. Влажный гранит.

 На нём - полужирным, курсивом:

 Здесь Павлова Вера лежит,

 которая, братья-славяне,

 сказала о чувствах своих

 такими простыми словами,

 что кажется - вовсе без них.

Фотографии взяты с сайта www.polyteatr.ru

Автор: Кивалин Павел

Добавить комментарий