В подвешенном состоянии

Google+

Первая любовь едва ли не самое сильное чувство, испытываемое человеком за всю его жизнь. От того так много книг написано и так много фильмов посвящено этой теме. Но если описать словами эмоциональное состояние влюбленного человека и с десятого дубля его изобразить - вполне выполнимая задача, то в театральном пространстве, где чувства рождаются здесь и сейчас, - всё гораздо сложнее.

Вспомните то трепетное состояние, когда балансируешь на грани, когда влюбленность, раздувающая изнутри, заставляет парить в воздухе, и приходится изо всех сил держать равновесие, чтобы не упасть в этот вихрь страстей. Разве можно изобразить такое на сцене, не солгав? Можно. Это доказывает латвийский режиссер Владислав Наставшев, заставляя актеров «Гоголь-центра» в буквальном смысле лезть на стену.

Спектакль «Митина любовь» по одноименной повести Иванина Бунина первым делом обращает внимание на свою сценографию. Вместо ожидаемого сценического пространства перед зрителем предстает стена с воткнутыми в нее штырями, по которым ловко, играючи и с некоторой осторожностью передвигаются двое влюбленных: Митя и Катя. Несмотря на свое хаотичное расположение, штыри являются олицетворением той единой тонкой оси, на которую вступают молодые люди, впервые испытавшие любовь. Вместе с удивительной пластикой Филиппа Авдеева и Александры Ревенко, исполняющими главные роли, такое мизансценирование придаёт спектаклю необычную метафоричность, заставляя следить не только за мимикой героев, но и за их телом, выступающим здесь таким же выразителем эмоций, как и лицо. В зависимости от ситуации колья превращаются то в неудобную кровать, на которой происходит первая нелепая близость Мити и Кати, то в вокзал, где им приходится расстаться, а то и вовсе в деревню, где Митя, полностью поглощенный своими переживаниями, неврастенически перебирается по стене в поисках Кати. А находит он её в каждом, с кем ему приходится контактировать: утром его будит Катя, но стоит ему окончательно проснуться, как это оказывается туповатая служанка Параша. Даже в грубом старосте он видит свою возлюбленную. А ещё там появляется мама, лесник и невестка лесника Алёнка - и все в исполнении одной Александры Ревенко. Виртуозно, в доли секунды перевоплощаясь из одного персонажа в другого, оставляя лишь облик Кати, она добавляет спектаклю то, чего нет в бунинском тексте – комичность.

Но главное в постановке, конечно же, её тонкий психологизм, замаскированный символизмом. Штыри – это любовь Мити, приносящая ему так много мук и радости одновременно. Они не дают ему сорваться на землю, где всё прозаично, помогают держаться в собственном воздушном замке, где все очень зыбко, но зато есть Катя. Не получив письма от нее, он решается поддаться инстинкту и за пятирублевку забыться в объятьях Алёнки. Только всё получается с точностью до наоборот: его мир, в котором существует только он и Катя, начинает рушиться – девушка, с которой он только что переспал, тут же вытаскивает из под него опору, спасавшую его от соприкосновения с пошлой землей. Оставшись в итоге на тонкой полоске, условно разграничивающей мир реальный и мир невесомый, состоящий из мечтаний влюбленного Мити, он получает долгожданный ответ от Кати… И вот она уже пробегает мимо него по земле, а он со слезами на глазах, не желая спускаться, сжимает руки в форме пистолета и последний раз произносит: «Катя».

Режиссер спектакля Владислав Наставшев уже знаком московской публике по спектаклю «Без страха», который также входит в репертуар «Гоголь-центра» и также отличается своим смысловым минимализмом. Только если в нём свое мнение режиссер высказывает с помощью груды пластика, делая его основной фишкой спектакля, то в «Митиной любви» такой фишкой становится стена с кольями и взаимодействующие с ней актеры. Помимо того, что это помогает им прийти к нужному чувству «подвешенного состояния» и максимально честно спроецировать его в зал, это же заставляет зрителя с замиранием сердца следить за каждым движением персонажей и сопереживать еще больше. Получается двойной эффект, полученный лишь благодаря оригинальному режиссерскому решению, а прибавьте к этому еще удивительно гармоничный дуэт двух талантливых актеров, их чувственную игру и интимность происходящего.

Автор: Пётр Филимонов

Добавить комментарий