Театр "с перчинкой"
В историю Московского Академического Театра сатиры вошли выдающиеся люди: здесь начинал свой путь Марк Захаров, творил Исаак Дунаевский, блистали звезды советского юмористического сериала "Кабачок 13 стульев", лучшие комедийные актеры и актрисы.
Значительное серое здание на пересечении Триумфальной и Тверской трудно не заметить. Оно было построено ещё в 1911 году, но не для театра, а для конного цирка братьев Никитиных. Сейчас всем известно, что по этому адресу "прописан" Московский Академический Театр сатиры, но окончательно труппа переехала сюда только в 1964 году.
В еще "зеленом" Театре сатиры под руководством Давида Гутмана играла не менее Зеленая Рина: фамилия настоящая, а имя – сокращенный вариант "Катерины". В первые четыре года существования театра (1924-1928) она блистала на сцене в театральных сатирических обозрениях, из которых в то время и состоял весь репертуар. Современники актрисы отмечают, что её реакция всегда была неожиданна, а юмор - неподражаем. "Устрой всемирные смотрины и созови весь женский пол, но я уверен: лучше Рины ты никого бы не нашел" - писал об актрисе Самуил Маршак. Рина Зеленая была не только талантливой артисткой, она также писала сценарии и озвучивала мультфильмы: совместно с Агнией Барто она работала над сценарием фильма "Подкидыш"; её голосом говорит слониха из "Мамы для мамонтенка", Лошарик из одноименного мультфильма и Вовка, который "в Тридесятом царстве".
В 30-е годы на смену Давиду Гутману и его команде пришел Николай Горчаков – теперь в театре ставили не обозрения, а комедии и водевили. С театром сотрудничало все больше талантливых авторов, а также режиссеров, среди которых был Борис Равенских, поставивший знаменитый спектакль "Свадьба с приданным". Это был не только театральный успех, но и кино-триумф: в 1953 году по спектаклю сняли фильм. В нем была занята актриса, которую знают решительно все. Колхозница, стенографистка, медсестра, пожилая мать, бабушка, тетка, соседка, пассажирка в автобусе, учительница, няня – какие бы эпизодические роли не доставались Татьяне Пельтцер, все становились "изюминками" картины. Вернее, это она делала их таковыми, наделяя своих простых героинь особым обаянием и юмором. Для Татьяны Пельтцер роль Лукерьи Похлебкиной в спектакле "Свадьба с приданым" была первой в Театре сатиры. Позднее актриса снялась в 85-ти фильмах, самые известные из которых "Аттестат зрелости", "Максим Перепелица", "Солдат Иван Бровкин", "Ход конем", "12 стульев", "Трое в лодке, не считая собаки", "Формула любви", а в 1972 году стала народной артисткой СССР - первой за 48 лет существования Театра сатиры.
Новый этап в жизни театра начался с 1957 года, когда главным режиссером стал Валентин Плучек: он определил судьбу театра вплоть до настоящего времени: нынешний художественный руководитель театра Александр Ширвиндт с 2000 года продолжает традиции, сформировавшиеся в годы работы Валентина Плучека.
Среди артисток труппы Плучека всегда выделялась Ольга Аросева. С 1950-х годов и до конца жизни (13 октября 2013) она была одной из ведущих актрис Театра сатиры. "На первых курсах в силу худобы мне давали играть лирических героинь, потом природный юмор победил" – сказала она как-то в интервью. Зритель, знавший Аросеву по "Кабачку 13 стульев" привык к эксцентричной пани Монике, но в Театре сатиры она играла "возрастные" роли, а в кино запомнилась как простодушная героиня рязановских комедий: "Берегись автомобиля", "Старики-разбойники" и "Невероятные приключения итальянцев в России".
В начале 1970-х Театр сатиры был на пике популярности. Блестящая труппа, яркие постановки и всегда полный зрительный зал. В это время в театре работала молодая Наталья Селезнева. "Кто не знает Лидочку, Лиду знают все!" После того, как роль Лиды в комедии Леонида Гайдая "Операция «Ы» и другие приключения Шурика" принесла Наталье Селезневой огромную известность, она почувствовала, что комедийный жанр создан именно для нее и видела себя только в Театре сатиры. В 1966 году мечта осуществилась: актриса была принята в труппу. Вместе с ведущими артистами театра Наталья снялась в телевизионном комедийном шоу "Кабачок 13 стульев" в роли пани Катарины, за нарядами которой от серии к серии следили все женщины Союза, а также в лучших советских комедиях, сыграв жену Шурика в "Иван Васильевич меняет профессию" и жену певца Барыгина-Амурского в комедии "Не может быть!"
Фотографии предоставлены Театром Сатиры
Автор: Мария Лозанчич