Его звали Павлик, и он просто хотел жить
Ваш Бог оказался предателем, предатель оказался вашим Богом. Будет ли он предателем, если он ваш Бог - как вы его оправдаете? Будет ли он Богом, если он предатель - как вы его осудите? Ярлыки. Его звали Павлик, и он просто хотел жить.
В «Гоголь-центре» обычно ярлыки безжалостно сдирают. Спектакль «Павлик – мой Бог» Евгения Григорьева не становится исключением и предлагает посмотреть на печально известную историю о Павлике Морозове под другим углом. Помогает в этом героиня пьесы Нины Белиницкой Таня Жарова, не имеющая никого отношения к тем далеким советским временам. Она, современный подросток, ненавидящий своего отца. Ненавидит от того, что сильно любит его, а он её, по-видимому, нет. Именно эта детская обида и возбуждает в ней желание последовать примеру пионера Павлика, предать своего отца, и громко заявить: «Павлик – мой Бог!».
С робкой улыбкой на лице и с грустью в глазах Таня, в исполнении актрисы Александры Ревенко, ищет в зрительном зале своего папу, параллельно рассказывая совершенно типичную для нашего времени историю о том, как тот бросил её, сестру и маму. Она трепетно хранит его вещи в потрепанном чемодане и одновременно мечтает отомстить ему. Эта мечта и приводит девушку в село Герасимовка, где почти век назад жил и был убит пионер Павлик Морозов, у которого, мягко говоря, отношения с отцом тоже не сложились. В 1948 году ему установили памятник в Москве за проявленный героизм, а в 1991 историю пересмотрели - памятник снесли за подлый донос на собственного отца… Впрочем, в спектакле пионер тоже предстает в образе собственной статуи, которая до сих пор сохранилась в его родном селе и даже каким-то странным образом была освящена. Об этом можно узнать по документальным кадрам, которые сопровождают сценическое действие - тот редкий случай, когда документальное и художественное очень органично уживаются в одном спектакле. Проделав путь через пол-России, Таня наконец-то встречается со своим кумиром, только вот сам Павлик (Игорь Бычков) не понимает, чего она от него хочет - почему все делают из него либо предателя, либо героя? Он был 13-летним мальчиком, который просто хотел жить, а его убили. Политическая мясорубка, которой нужна была жертва для пропагандистских целей, выбрала его, сына председателя сельсовета, сделав из него вечного виновника многих споров. Но спектакль вовсе не о политике и не о спорах, он гораздо нежнее и глубже. Сама мистичность ситуации - девушка разговаривает с памятником, а тот ей отвечает – лишний раз говорит об оторванности Тани и Павлика от всего мира и привязанности друг к другу. У Тани наконец-то появляется шанс пересмотреть отношение к своему отцу. И как ни странно, понять, что предательство – это низкое и совершенно ненужное оружие, ей помогает Павлик.
Линия поведения Павлика тоже меняется: из неподвижного монумента он вновь возвращается в тело мальчишки, который так и не успел почувствовать всю прелесть взросления. И Таня становится для него тем шансом, той ниточкой, способной вернуть его к жизни и хоть ненадолго заставить почувствовать себя человеком, а не символом. Дуэт актеров очень тонко, с долей иронии и без всякого пафоса создает в небольшом зале правильную атмосферу, когда раскрываться хочется не только актеру, но и зрителю. У последнего, к слову, тоже есть возможность внести свою лепту в спектакль: Павлик просит написать сидящих в зале свое самое сокровенное желание и обещает обязательно выполнить его. В этот момент, люди, без малейшей доли скепсиса, с полной верой в обещание Павлика, пытаются понять, что для них главное, а что второстепенное. И как минимум этим полезен спектакль.
Авторы сценария плавно переходят с вопроса о месте Павлика Морозова в истории к чем-то более важному и чистому. Этот переход в конце концов поможет определиться с отношением к поступку «пионера», коим он никогда не был, и позволит посмотреть на него, как на обычного парня, без ярлыков, которые повесило на него общество. Диалог Таня – Павлик - это не просто разговор двух сверстников, это связь двух разных эпох, голос вне времени, кричащий о внутренних переживаниях личности и об одиночестве, свалившемся на наши головы. До слез трогающая и вместе с тем смешная история двух молодых людей не только устанавливает историческую справедливость и раскрывает конфликт отцов и детей, но и подводит к мнению о том, как важно для человека, чтоб его просто любили, чтоб просто кто-то был рядом.
Автор: Петр Филимонов