Александр Добронравов: «Любовь к музыке всегда укажет правильный путь»

Google+

«Браво», «Веселые ребята», «Белый Орел», «Лесоповал», Сергей Крылов, Григорий Лепс, Филипп Киркоров... Что связывает эти имена? За свою жизнь певец, клавишник и композитор Александр Добронравов написал невероятное количество хитов, поработал как певец и музыкальный продюсер с целым сонмом звезд первого эшелона, а сольную карьеру начал с «Одинокой волчицы», которая до сих пор активно крутится на всех радиостанциях.

MR: Впервые к фортепиано Вы подошли в три года и сразу сами подобрали песню, родители уже тогда поняли, что в их семье растет композитор?

А.Д.: Родители уже тогда обратили внимание на мою музыкальность и предрасположенность к музыке. Естественно в трехлетнем возрасте непонятно, кем станет в будущем твой ребенок, но самое главное увидеть и заметить способности и дать им в дальнейшем развиться. Музыку я стал писать уже в осознанном возрасте.

MR: Вы были солистом многих известных коллективов, в том числе «Браво» и «Веселые ребята». Работа в каком из них оставила наибольший след?

А.Д.: Хочу сделать примечание. Я никогда не был солистом группы «Браво». Евгений Хавтан пригласил меня участвовать в качестве клавишника в 1986 году. Также я никогда не был солистом группы «Белый орел». Я написал для проекта «Белый орел» 14 песен, был музыкальным продюсером проекта в течение трех лет, мы выпустили 4 альбома, а основателем и голосом проекта всегда был Владимир Анатольевич Жечков. Хочу заметить, что проект «Белый орел» и группа «Белый орел» – это две большие разницы. Из проекта выросла группа с ее многочисленными вокалистами, к которым я не имел и не имею никакого отношения, так как являюсь сольным отдельным исполнителем Александром Добронравовым. На сольных концертах я исполняю только свой репертуар и песни, написанные мной в разные годы для разных исполнителей: Григория Лепса, Филиппа Киркорова и многих других. А наибольший след оставила в моем сердце работа с легендарным Павлом Яковлевичем Слободкиным в группе «Веселые ребята». Это молодость, профессионализм музыкантов, свобода, данная нам Слободкиным, и, что самое главное, это было время больших надежд, планов и перемен. Я до сих пор благодарен Павлу Яковлевичу Слободкину за школу жизни.

MR: Коллектив «Веселые ребята» помимо эстрадных песен играл и классику, как Вы думаете, почему сегодня этого никто не делает? Электронный бит практически полностью вытеснил классическую музыку и со сцены и из эфиров.

А.Д.: К сожалению, так устроен человек, что все простое и несложное усваивается очень быстро и схватывается на лету, а то, благодаря чему твой духовный мир становится богаче и шире, нужно впитывать годами. Хороший вкус никогда из ниоткуда не возникает, он воспитывается просмотрами сложных фильмов, чтением классической литературы. Хорошую музыку и хороший вкус нужно навязывать и воспитывать. В хорошем смысле этим мы и занимались в «Веселых ребятах» – играли блок классической музыки, и в людях открывалось все самое лучшее, что в них есть. Сейчас ситуация обратная, телевидение – это большой информационный поток грязи, пошлости, безвкусицы и постоянные ток-шоу с персонажами, которые мало кому интересны, только телеканал «Культура» показывает что-то настоящее.

MR: Первая песня, сделанная Вами в качестве аранжировщика в группе «Веселые ребята», была «Розовые розы», Вы же и исполняли эту песню на концертах?

А.Д.: Врать не буду, но секрет успеха не только в музыке Павла Слободкина и в словах Натальи Пляцковской, но и в аранжировке, которую я на тот момент придумал и сделал. Исполнителем песни был не я, а другой солист Александр Добрынин. Но в своих сольных концертах я исполняю «Розовые розы» с разрешения Павла Яковлевича Слободкина, так как имею к ней не самое последнее отношение. В группе «Веселые ребята» мной было написано много песен, в частности «Безнадега» и «Дама с собачкой» на стихи Ларисы Рубальской, которые были отмечены дипломами фестиваля «Песня года» в 1990 и 1991 году.

MR: Совместно с Виктором Пеленягрэ Вы создали не один хит, самый известный из которых «Как упоительны в России вечера». Кстати, песня была написана в Нью-Йорке? Так сильно скучали по родине?

А.Д.: Песня была написана в августе 1996 года в Нью-Йорке. Строчки Виктора Пеленягрэ запали мне в душу, и получилась прекрасная песня. Какие ощущения были в момент написания песни – это, конечно же, ностальгия по Родине, по родным и близким. Есть произведения, которые даются тебе откуда-то свыше, таким произведением я считаю песню «Как упоительны в России вечера». Эта песня будет жить очень и очень долго, потому что в ней есть тоска русского человека по лучшей жизни.

MR: Песня «Одинокая волчица» стала мощным толчком в Вашей сольной карьере, но ее долгое время на концертах исполняла и группа «Белый орел». Насколько я помню, у вас тогда дело едва не дошло до суда?

А.Д.: «Одинокая волчица» моя сольная песня, которую я написал для себя, снял клип, раскрутил ее, а дальше на «хвост» успеха песни присела группа «Белый орел» и ее многочисленные бывшие солисты, которые до сих пор незаконно исполняют песню без моего разрешения и без разрешения поэта Германа Витке. Все систематически нарушают авторские и смежные права. Скоро этому придет конец, потому что начинает по-другому работать юридическая система. Этим вопросом мы сейчас вплотную занимаемся. Но самое ужасное не то, что песню поют все, а то, что с концертных выступлений тех исполнителей не приходят авторские отчисления мне и моим соавторам. Я еще могу заработать деньги концертами, а многие мои соавторы живут только на отчисления с РАО. Организаторы концертов не отчисляют с концертов авторские вознаграждения и делается это именно с подачи этих исполнителей. Многие думают, что на шару прокатит – не то время, уже не прокатывает. Есть мудрое высказывание: «Правда всегда откроет неправду».

MR: Скажите, кто сейчас имеет право и разрешение на исполнение песни «Как упоительны в России вечера»?

А.Д.: По данному вопросу давно есть триумвират, только три человека имеют законное право на публичное исполнение данной песни – это группа «Белый орел», поэт Виктор Пеленягрэ и я. Все остальные исполнители нарушают закон и очень сильно рискуют.

MR: В последние годы Вы фактически полностью отошли от шансона, на какие направления делаете акцент сегодня?

А.Д.: С жанром шансон у меня связано сотрудничество с легендарным поэтом Михаилом Исаевичем Таничем. Для группы «Лесоповал» мной написано более 50 песен. Также в жанре эстрадного шансона у меня вышло два сольных альбома на стихи Михаила Танича «Мужики как мужики» в 2007 году и «Территория любви» в 2013 году. Эти альбомы я отношу больше к эстрадной песне. Время не стоит на месте, у меня появляются новые молодые соавторы: Наталья Касимцева, Евгений Рогов, Гилман Фаизов, Сергей Каргашин, а также новые аранжировщики, новый подход к созданию, написанию и исполнению песен. К какому жанру это отнести, я затрудняюсь ответить, потому что какие-то песни сделаны с упором на рок музыку и в них утяжеленные аранжировки, некоторые песни сделаны с модными танцевальными звуками, а есть песни без оглядки на жанры, к примеру, чистая акустика.

MR: Что в целом думаете о современной музыкальной индустрии?

А.Д.: Современная индустрия не имеет никакого отношения к музыке вообще. Индустрия отдельно, музыка отдельно. Очень много междусобойчиков и разных кланов. Молодым без денег, связей и поддержки пробиваться очень трудно. Шоу-бизнес – это такая мельница, которая перемалывает людей в труху. В игры шоу-бизнеса я не играю и по законам дурновкусия жить и писать не собираюсь. Время меняется, хиты сегодняшнего дня уходят, а музыка сложно и долго, но пробивается и остается. Я уже всем давным-давно все доказал, поэтому занимаюсь музыкой и тем, что меня беспокоит, что меня трогает и заставляет мою душу не заснуть, чтобы не уйти в спячку.

MR: Как сейчас проходят Ваши концерты, есть ли живой состав или больше поете под минус?

А.Д.: У меня живая группа, живой коллектив, в котором 4 музыканта и вокальная группа. В каком составе мы выезжаем на концерты обусловлено разными факторами, к примеру, какое это мероприятие, где оно проходит, сколько по времени мы работаем. Под минус приходится работать, когда просят исполнить 1-2 песни на разных сборных концертах. Сольные же концерты проходят с полным живым составом, премьера новой юбилейной программы состоялась 7 марта в Vegas City Hall при полном зале. Пришли мои близкие люди, мои любимые соавторы, а также несколько друзей артистов – Наталия Москвина, молодая певица Дэя, Сергей Крылов и Филипп Киркоров. В ближайшем будущем планируем показать концерт по телевидению.

MR: Есть ли что-то, чего Вы еще не попробовали в творческом плане, но очень бы хотели? Например, знаю, что у Вас лежит написанный детский мюзикл.

А.Д.: Написан детский мюзикл, но реализация большого театрализованного действа требует финансовых и больших человеческих усилий. Я думаю, что сложится, надо просто подождать. Еще один проект, который бы с радостью осуществил – это поэма «Реквием» на стихи Роберта Рождественского. Сложный монументальный проект, который написан, но завершать его нужно только при определенных обстоятельствах, которые должны сложиться – артист, оркестр, площадка, продюсер, финансы. Все очень тесно связано.

MR: Какой совет Вы можете дать начинающим музыкантам и тем, кто всецело хотел бы посвятить себя сцене?

А.Д.: Всем начинающим артистам и музыкантам хочется пожелать, чтобы они окружили себя единомышленниками и творческими людьми, собрали свою команду, с которой они будут создавать мир музыки. Обязательно надо получить музыкальное образование, чтобы не быть птицами без крыльев, найти свою «фишку» в музыке и в творчестве, а также помнить о трех апостолах – вкус, образ и стиль. Ищите свой секрет успеха, он есть, но надо потрудиться. И никогда не забывайте о своем пути и предназначении, любовь к музыке всегда укажет правильный путь.

Автор: Лилия Воронова

Фотограф: Виктор Горячев, Лариса Тимирева