Беззвучное начало

29.12.2016
Дата публикации

Знаем ли мы, кто стоял у истоков кинематографа и благодаря кому сегодня мы можем наслаждаться любимыми сериалами и фильмами? Их фамилии остались за кадром. Melon Rich расскажет о тех, кто делал первое кино.

Пионеры кинематографа

«А. Ханжонков и Ко» — здесь все по последнему слову техники, все для создания и показа первых отечественных и зарубежных фильмов. Владелец Александр Ханжонков.
Он горячо полюбил кинематограф с первого киносеанса. Фильм, который он увидел, длился 25 минут и состоял из четырех разных картин. Самая известная: поезд подъезжает к платформе, пассажиры выходят, и состав отходит обратно. Простое действие производило настолько сильное впечатление, что некоторые зрители при виде приближающегося поезда в испуге убегали из зала. Ханжонков был настолько изумлен увиденным, что захотел посвятить свою жизнь этому искусству.
Создав свое киноателье, он не только показывал купленные в Европе фильмы, но и готовился выпустить первое игровое кино. Но его опередил другой пионер русского кино, Александр Дранков, который также основал свою кинопромышленную компанию в Петербурге. Его сотрудник, режиссер Василий Гончаров, снял первый русский художественный фильм «Стенька Разин» (1908 год).

Кинопоказ для императора

Александр Ханжонков не собирался оставаться в тени и в 1911 году выпустил первую полнометражную картину «Оборона Севастополя».
Режиссером полного метра стал все тот же Василий Гончаров, к тому времени уже известный и востребованный режиссер. Но для такой картины нужно было разрешение императора. Задача казалась невыполнимой! Однако буквально через неделю оно было получено. Император помог и в реализации сложного даже для нашего времени проекта.
Так, в Севастополе в распоряжении съемочной группы были войска военного флота. Более того, для того чтобы снять финальную сцену потопления корабля, была предоставлена подводная лодка. Из нее соорудили корабль с мачтой, реями и бортом. Съемочный процесс был рискованным и ответственным, ведь старались для царя! Но риск и сложнейшие съемки оправдали себя. На премьере был весь императорский двор, включая самого правителя. Сам Ханжонков так описывал показ в своих воспоминаниях: «Я желал одного: окончания сеанса. Мне казалось, что собравшиеся оскорблены нашим представлением. Поэтому для меня было приятной неожиданностью, когда в зале раздались аплодисменты, и царь, уходя со спектакля, остановился около меня и поблагодарил за труды». Это была победа!

Благодаря Александру Ханжонкову кинематограф был признан на государственном уровне. Кино стало рассматриваться не только как достижение техники, но и как настоящее искусство.

Ханжонков стал и тем, кто открыл первых звезд немого кино: Ивана Мозжухина, Веру Холодную, Витольда Полонского. Попробовать свои силы в кино мог каждый. Вот и молодой начинающий художник Лев Кулешов, узнав от знакомых, что на кинофабрику требуются художники, решил испытать себя. Его учителем в кино стал режиссер Евгений Бауэр, у которого он работал художником-постановщиком.

Монтаж — основа фильма

Евгений Бауэр отличался от других кинематографистов. Он — тот, благодаря кому другие режиссеры поняли, что в кино оператор и художник должны работать вместе. Бауэр любил использовать «диковинки» в декорациях. Так он называл какой-то предмет, который был на первом плане и задавал тон всему пространству.

Молодой художник Лев Кулешов многому научился у своего учителя. И стал его достойным преемником, пройдя долгий путь от художника-постановщика до режиссера. Никто не верил, что Кулешов сможет снимать кино, но он упорно шел к своей цели. И вот на экран вышла его первая картина «Проект инженера Прайта», созданная из отдельных кадров. До него никто не знал, что такое монтаж. Это был еще один прорыв в кинематографе того времени.

По задумке режиссера, необходимо было снять людей, идущих по полю и разглядывающих провода на фермах. Но там, где снимали актеров, не было ферм с проводами. Так пришлось создавать кино из отдельных кадров. Но, несмотря на то, что кино создавалось из отдельных кадров, географическое единство сохранилось. Режиссер верил, что динамичный монтаж способен привлечь больше зрителей на киносеансы. Он много экспериментировал и сделал еще одно открытие в кинематографе, которое сейчас известно во всем мире как «Эффект Кулешова». Он снял крупным планом актера Ивана Мозжухина и чередовал этот кадр с другими: тарелкой супа, детским гробиком и девушкой. Смонтировав всё воедино, он получил эмоции актера, которые зависят от картины, которую он видит. Хотя на самом деле это было одно и то же выражение лица. Лев Кулешов пришел к выводу, что актерская игра зависит от монтажа.

Встреча с «бомбейской чумой»

Наступил 1917 год, и произошла смена власти. Приход большевиков по-разному сказался на судьбах кинематографистов. Александру Ханжонкову пришлось строить новую киностудию в Ялте. А вот на Льве Кулешове перемены никак не отразились. В 1919 году открывается Государственная школа кинематографии, куда Кулешова пригласили преподавать.

Судьбоносная встреча произошла 1 мая 1920 года. Счастливые студенты, сдавшие все экзамены, подготовили показательное выступление. И одним из номеров был ироничный этюд-пародия на постановку Кулешова. На сцене выступали Александр Рейх и рыжая девушка Александра Хохлова. «Бомбейская чума» — так называли ее за худобу. Лев Кулешов был поражен их ярким выступлением. Этот день положил начало долгому творческому пути. Вместе они создали «коллектив Кулешова», снимали фильмы, а потом преподавали во ВГИКе.

Главное — видеть счастливых людей!

Кулешов, оценивая свою долгую работу в кинематографе, всегда говорил, что старался не лгать, любил свою работу, уважал чужой труд и больше всего на свете хотел и любил видеть счастливых людей.
Вместе с другими создателями и теоретиками русского кинематографа он достиг своей главной цели — видеть счастливых людей.

Источник: журнал Melon Rich, №20

Автор: Арина Якупова

Добавить комментарий