QR-коуч: в ТПП РФ обсудили как избежать инфомошенничества
8 июля 2024 года в Торгово-промышленной палате РФ обсудили пути законодательного урегулирования инфобизнеса.
Официальная «охота на инфомошенников» началась в 2023-м, когда Валерия Чекалина, известная как Лерчек, Александра Митрошина и Елена Блиновская были буквально «пойманы за руку». Авторов так называемых «образовательных курсов» обвинили в неуплате налогов, причём сумма долга каждого «коуча» исчислялась нескольким сотням миллионов рублей. После запуска государственного «марафона взысканий» навести порядок вызвалась Госдума – призвать блогеров к ОКВЭДственности предложил заместитель председателя Петр Толстой. Также о создании дифференцированного правового поля для блогосферы и рынка инфобизнеса всерьёз «задумалась» Торгово-Промышленная Палата Российской Федерации. Председателем Комиссии по развитию креативных индустрий в Совете по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ, президентом группы компаний «Салюс» Егором Иванковым было решено создать рабочую группу по регулированию сферы инфобизнеса, в задачу которой будет входить разработка проекта стандартов онлайн-образования и проекта эффективной модели регулирования инфобизнеса, комфортной и для государства, и для инфобизнеса, и для потребителя, а также мер ответственности за отклонение от этой модели. Руководителем нового подразделения была назначена Мария Тарханова – журналист, общественный деятель, председатель Союза пиарщиков России. Автор и разработчик концепции «академического пиара» с 2021 года активно занимается противодействием инфомошенничеству за счет повышения интереса к качеству образования, соответствующему государственным стандартам.
«Есть государственные университеты, которые на добровольной основе занимаются аккредитацией программ дополнительного образования по запросу. И тогда возникает вопрос, почему инфопредприниматели не обращаются за аккредитацией своих программ? Что их останавливает это сделать, если они уверены в своих программах и им нечего скрывать? Если их целью является реальная передача полезного накопленного опыта, а не заведомо фиктивная выдуманная информация, эффективность которой ничем не подтверждена? Мы предлагаем сделать государственную аккредитацию обязательной. Это автоматически профильтрует мошенников, которые даже не понесут свои программы на суд академического сообщества, зная, что они являются полной ерундой и глупостью. А оставшиеся на рынке авторы, чьи программы, действительно, представляют потенциальную ценность, будут иметь не только академическое признания, но и академическую поддержку за счет ресурсов госинститутов!» - завила Тарханова, обозначив, тем самым, первичный алгоритм действий новосозданной рабочей группы.
В начале первого заседания Егор Иванков обозначил глубину сферы информационного бизнеса. «Наша задача эту сферу максимально декомпозировать - связано это с тем, что его влияние на все сферы жизнедеятельности, в том числе и экономику очень глобально. В качестве примера хочется отметить фондовый рынок, который находится под влиянием информационных вбросов в том числе со стороны официальных СМИ. Как результат, замороженные активы граждан РФ в иностранных ценных бумагах не решён с 2022 года, не смотря на внимание Президента Путина и его поручения решить эту проблему, которое или саботируется, или игнорируется. Осознавая сложность этой темы, мы создали консорциум «Инфактор», так как в одиночку решить все проблемы невозможно, а в рамках экспериментально-правовых режимов, как базы и инструмента, позволяющего не только прийти к определенному решению, но и получению результата, в качестве декомпозиции сферы информационного бизнеса. Что позволит сформулировать понятный посыл к органам законодательной и исполнительно власти по его регулированию», - отметил Иванков.
Егор Иванков подробно раскрыл работу консорциума «Инфактор», учредителями которого являются Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере, АНО ДПО «Международный институт менеджмента объединений предпринимателей» и АО «Салюс». Такую работу возможно проводить исключительно в рамках научно-исследовательских и опытно - конструкторских работ, в экспериментально-правовых режимах (МИНЭК), а успешные организационно-правовые и функциональные модели в актуальных вопросах информационного бизнеса и креативных индустрий в перспективе масштабировать.
Заместитель Председателя Комиссии, проректор Международного института менеджмента объединений предпринимателей Полина Иванова поддержала Егора Иванкова в практической значимости консорциума. Продолжая тему регулирования контента, Полина Иванова отметила важность согласования Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профквалификациям профстандарта «Бизнес-тренер», что является большим шагом «в зону поиска управленческих решений для регулирования деятельности людей, несущих знания в массы».
«В Указе Президента Российской Федерации № 809 от 09 ноября 2022 года «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» можно найти ряд пунктов, четко регулирующих «правила игры» на информационном рынке», - заметил начальник отдела Департамента воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Министерства просвещения России Сергей Васин.
Начальник отдела надзора и контроля за исполнением переданных полномочий Управления оценки качества образования и контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации Рособрнадзора Николай Пайганов заявил: «Необходимо на законодательном уровне утвердить примерные или типовые программы образования, на основании которых ООО или ИП смогут разработать свою».
Значительный вклад в обсуждение законодательного регулирования инфобизнеса внесла ректор Московского Государственного Института Культуры (МГИК) Екатерина Кудрина:
«На данный момент сепарировать блогосферу от креативных индустрий невозможно. Однако в погоне за рейтингами блогеры стремятся заполучить инфоповод, который, мягко говоря, не всегда грамотно оформлен с точки зрения законодательства. Однако «не знание закона не освобождает от ответственности» - каждый из нас обязан соблюдать российское законодательство» - заявила глава одного из ведущих федеральных ВУЗов в области журналистики и формирования общественного мнения.
Дополнила слова ректора МГИК проректор по учебно-методической и международной деятельности института Анна Юдина: «Информация — это многофакторный поток, который должен быть управляем. Наша задача как образовательной организации - научить студентов диагностировать, контролировать и, конечно же, грамотно управлять им».
А член Комиссии по развитию креативных индустрий в Совете по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ, генеральный директор «Капитал-инфо», главный редактор журнала «Банковское дело», генеральный директор Евразийско-Африканского Клуба Марина Нестеренко отметила, что «эпоха информационного беспредела» может привести к катастрофе: «СМИ уступают в оперативности социальным сетям, свободным от законов – если не навести порядок, мы утоним в завалах информационного мусора».
В поддержку воспитательных мер со стороны академического сообщества высказалась директор Российского научно-исследовательского института экономики, политики и права в научно-технической сфере, главный редактор журнала «Управление наукой и наукометрия», руководитель Лаборатории исследований в области управления наукой Ирина Ильина.
К высказываниям экспертов, представителей власти и органов контроля присоединились «виновники» события - лидеры блогосферы и инфобизнеса лично поделились своими многолетним опытом и кейсами по отделению «светлых» и «темных» информационных потоков.
«Я в инфобизнесе больше 20 лет. У меня 3 образования: юридическое, психологическое и PR. Я хочу немного рассказать о том, как строится личная работа, какой это титанический труд. Сколько часов уходит на каждого. В обществе создали стереотип «деньги в легкости», и образ инфопредпренимателя, который просто втюхивает ерунду, работая 1 час в день и зарабатывая миллионы. Возможно, такие есть. Я ничего не знаю об их манере работы. Но предвзятое отношение очень мешает развиваться. Поэтому мы, добросовестные предприниматели, только «ЗА» разработку закона, правил и готовы им следовать», - заявила инфопродюсер, наставник экспертов Ксения Карат. Экономист, основатель инвестиционной компании «Первая Гильдия Ростовщиков» и эксперт в области кредитования Эльвира Глухова выделила три основных меры регулирования: «Первое - создать информационные ресурсы, публикации на которых будут автоматически свидетельствовать о наличии экспертизы блогера. Второе – сформировать законодательную базу, способную регулировать их деятельность. Третье - учредить надзорные органы для соблюдения законов и требований».
«Как только слышат об инфобизнесе - первая ассоциация - продажи. Самые популярные блогеры — это те, кто учат продавать. Именно их первыми записали в инфомошенники. Лично я 25 лет в продажах, и начинала заниматься ими, когда инфобизнеса не существовало в природе. Продажи — это твердая маркетинговая категория. И сейчас я испытываю дискомфорт, заявляя о своей деятельности. Регулирование блогосферы и инфобизннеса – необходимы!», - поддержала коллегу коуч, эксперт по продажам Светлана Кузнецова.
«Что считается инфопродуктом? Консалтинг как направление — это инфобизнес или нет? А разовые консультации узких специалистов? Важно в законе разъяснить это. А также было бы резонно развести понятия «инфопродукт» и» образовательный инфопродукт», - предложила руководитель маркетингового агентства, организатор деловых взрослых и детских онлайн и офлайн мероприятий Светлана Косарева.
«В регионы информация доходит дольше и, зачастую, она бывает искажена. Я присутствую на мероприятиях в разных городах России, и вижу с каким наивным энтузиазмом туда приглашают уже «отпетых» инфомошенников. Сейчас узнавать о том, кто достойный спикер, а кто преступник, у общественности есть возможность только из СМИ, когда уже тысячи пострадавших. Потребителю необходимо дать критерии для самостоятельной оценки и фильтра информации в интернете и соцсетях – он должен знать, какие вопросы задать и какие документы запросить. Введение закона о регулировании инфобизнеса с прописанными четкими правилами игры – необходимо!» - высказалась общественный деятель, автор социальных проектов в Москве и Краснодаре, многодетная мама Лидия Касапу, которую поддержала юрист блогеров и онлайн-школ, спикер региональных государственных центров «Мой Бизнес» Екатерина Хансон: «Стоит уделить внимание правовой грамотности граждан, чтоб исключить массовые негативные последствия в данном сегменте бизнеса».
«Сегодня мир развивается почти молниеносно, профессии «рождаются» и бывает, «умирают» быстрее, чем возможно организовать их введение на рынок образовательных услуг. Это нормальный естественный процесс. Какие-то компетенции необходимы сейчас, а завтра уже это «прошлый век». И называть дополнительным образованием, например, ведение соцсетей, может и не стоит. А может, стоит. Вот как раз, чтобы не ошибиться, и объективно оценить практическую и потенциальную ценность инфопродукта, необходимо участие государства и государственных университетов. Если автор будет свою программу аккредитовывать на уровне министерства образования, то будет точно понятно, что образовательный инфопродукт, а что бесполезное инфомршенничество. Обязательная государственная аккредитация программ решит все вышеперечисленные проблемы», - заметила педагог, руководитель оздоровительно-образовательного цента «Феникс», научный сотрудник и преподаватель РГУ им. А.Н. Косыгина Ирина Хожалова.
«Считаю, должен появиться реестр школ и специалистов, имеющих аккредитацию и разрешение государства вести образовательную деятельность», - высказалась основатель онлайн школы контекстной рекламы Елена Червонец.
«Интеграция инфобизнеса в систему высшего образования позволит отделить лжепедагогов от тех, чей опыт и академическая база позволяют передавать качественные и объективно значимые знания и навыки» - заявила телеведущая, автор курса по политической риторике в Президентской академии Ксения Телешова, которую поддержала автор и преподаватель курса по кредитному брокериджу Юлия Смолянинова: «Внедряю передовые стандарты в онлайн обучении по кредитному брокериджу. Собственным примером показываю, как создавать лучший курс и быть «твердым» экспертом. Для меня аккредитация в ВУЗах является показателем экспертности и защищенности». А основатель «Национального центра перепланировок и реконструкций» Светлана Гоненко представила свой уникальный образовательный продукт: «Я готовлю профессиональных специалистов по оформлению перепланировок для создания цивилизованного рынка недвижимости в России».
Также в поддержку правового регулирования инфобизнеса высказались такие представители академического и предпринимательского сообщества как президент Центра развития и поддержки предпринимательства Ринат Каримов и психолог и ТВ-эксперт Ирина Коробченко.
Открыто выступив «единым фронтом» за «закон и порядок», эксперты вызвали живой отклик со стороны представителей профессиональных СМИ – в финале заседания слово взяла доцент кафедры журналистики МГИК, руководитель и главный редактор Издательского дома Melon Group Светлана Листопадова: «Мы - журналисты отвечаем за каждое слово и действие, чего не скажешь о так называемых «блогерах», «наставниках» и «мотиваторах». Однако сегодня я, наконец, увидела зрелых профессионалов инфорынка, которые готовы пройти государственную аккредитацию. А тех, кто уклоняется от легализации, предлагаю «маркировать» - «серые списки» помогут в разы повысить уровень безопасности потребителей инфопродуктов».
Подытожил первую встречу подразделения по регулированию инфобизнеса Комиссии по развитию креативных индустрий в Совете по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ Иванков, отвечая на вопросы журналистов, Егор Александрович обратился к представителям информационного бизнеса: «Мы с Вами пытаемся договориться полюбовно и, пока есть время на поиск компромисса, нет проблемы пересчитать Вас и сделать эффективную организационно-правовую и функциональную модель».
Авторы: Александра Македонская, Мария Гергерт