Ожившие полотна Ван Гога

02.02.2014
Дата публикации

В центральном зале "ARTPLAY" сейчас проходит мультисенсорная выставка "Ван Гог. Ожившие полотна". Удивительная выставка не только визуально знакомит с работами художниками, но и помогает окунуться в мир Винсента Ван Гога "с головой". Творения художника проецируются на экраны, расположенные на стенах, колоннах и даже на полу, оживая прямо у вас на глазах. Погрузиться в таинственный мир "оживших полотен" вы сможете до 26 марта.

Когда я наконец-то оказалась в зале, меня посетили совершенно смешанные чувства. Я не знала, как воспринимать действительность. Большинство из нас привыкли любоваться картинами на стенах галерей и музеев в обычном для всех формате: когда ты тихонечко ходишь из зала в зал, останавливаешься перед полотнами и пристально разглядываешь детали. Вокруг царит тишина, а в уголке дремлет музейный работник. Здесь же - ничего подобного! Огромные экраны разных размеров. Ослепляющие проекторы, проецирующее изображения на стены и колонны. И даже под ногами происходит какое-то постоянное движение. Световые лучи пронизывают тебя насквозь, а из динамиков раздаются объемные звуки классической музыки, которые, то будоражат (как третья часть Лета из «Времен Года» Вивальди), то расслабляют все внутри тебя (как ария цветов из оперы «Лакме» Лео Делиба)

Выставка посвящена пяти жизненным периодам Ван Гога. Начал он свой нелегкий и трагический путь в Нидерландах. После многих неудачных попыток в разных сферах деятельности Винсент в свои двадцать с лишним лет решил обратиться к живописи. Он считал, что художнику вовсе необязательно иметь талант, главное — много и усердно трудиться. Этот период выдержан в темных тонах: пейзажи, люди, бытовая жизнь написаны в мрачных красках, что разительно отличает «голландский период» от более поздних работ художника, выполненных в насыщенной цветовой гамме.

Следом идет «парижский период», запомнившийся картинами «Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин»», «Мост через Сену», «Море в Сент-Марье». Настроение художника отображается уже яркой палитрой цветов. Также в полотнах заметно влияние японской живописи, служившей вдохновением для Винсента. А сам он характеризовал этот период так: «Вместо того чтобы пытаться точно воспроизводить то, что у меня перед глазами, я свободнее использую цвета, для лучшего выражения самого себя».

Творческие поиски привели его к новому художественному стилю — постимпрессионизму, а вместе с тем к самому плодотворному периоду в городе Арль. Здесь он создал свою знаменитую серию «Подсолнухи». Яркие краски солнечных цветов просто заполонили весь зал, и ты волей-неволей купаешься в этом красочном «буйстве».

Но светлые тона сменяет мрачность, а нагнетающая музыка пытается раздавить сознание со всех сторон - в жизни художника наступает тяжелый период в Сен-Реми. Душевная неуравновешенность приводит Ван Гога к психическим расстройствам. Он проводит год в клинике, но продолжает работать, несмотря на сильные припадки. Хорошо ощущается, особенно в таком формате выставки, вся нервозность и напряженность внутреннего состояния художника. И все это состояние как будто проходит через тебя. На известной картине «Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой» Ван Гог изобразил себя после ссоры с другом в Арле, когда на утро он отрезал себе мочку уха (кстати, это одна из самых дорогих картин, которая была продана за 80-90 миллионов долларов в конце 1990-х годов). 

Завершающим этапом для Винсента стал городок Овер-Сюр-Уаз. Художнику не становилось лучше, но писать он не прекращал. Перед нами открываются и сменяют друг друга «тяжелые» картины, полные уныния. Самая колоритная и известная из них - «Пшеничное поле с воронами». Смотря на нее, ощущаешь ту пустоту, которая была на душе у Винсента в последние дни его жизни. Через неделю, после написания этой картины 37-ми летний художник вышел в поле и застрелился револьвером, купленным для отпугивания птичьих стай во время работы на пленэре. 

Автор: Евгения Кадочкина

Фотограф: фотография в слайдере - www.elle.ru

Добавить комментарий