Революция

Google+

«Это спектакль не о современной России, и судить об его актуальности вам. Но это часть истории нашей страны, история начало нулевых, когда за независимость боролись те, кто родился в одной стране, вырос в другой и мечтает о третьей. И  забывать их, по-моему, нельзя. Просьба к тем, кто не может спокойно воспринимать «крепкое» русское словцо, покинуть зал, дабы не травмировать свою психику. В спектакле много нецензурной лексики, » - объявил режиссер Кирилл Серебренников. В зале погасили свет и началась революция. 

Толпа молодых людей, скорей всего маргиналов, сначала тихо, а потом и во весь голос, скандируя «ре-во-лю-ци-я!»,  надвигается прямо на зрительный зал, а точнее, на отгораживающих их от зрителя ОМОНовцев… А дальше сплошные крики и суматоха: кто-то  ломает и крушит всё на своём пути, кто-то, испытывая терпение стража порядка, бьёт его по лицу, а кто-то и вовсе оголяет своё причинное место, показывая, куда нужно идти нынешнему правительству. И все эти драки, погромы показаны настолько натуралистично, что не остается ни малейшего сомнения: ты в центре русского бунта, который, как известно, бессмысленный и беспощадный, и вот-вот жди, как тебе самому прилетит от кого-нибудь. Только иногда всё это действо, щедро сдобренное русским матом, прерывается, что бы каждый из участников оного имели право высказаться. Журналистка показывает свой фингал, полученный от «мента», сам же усталый от вечного сопротивления мент спрашивает у зрителя: «А оно мне надо бл***ь?! - и тут же, вспоминая, что его жена и тёща хотят по новой шубе, сам себе отвечает, - потому и стою!» А мимо проходящая студентка консерватории расскажет, как хотела спросить одного из бунтующих: «Что ж ты на связках-то кричишь? Это же неправильно», - а потом неожиданно запоёт пугающую своей трагичностью арию…

Так начинается спектакль худрука «Гоголь-центра»  Кирилла Серебренникова «Отморозки», созданный по мотивам романа Захара Прилепина «Санькя». И создан он правда только по мотивам: все имена героев были изменены, некоторые сюжетные линии переписаны, а самое главное – действие их 90-х перенеслось в начало 2000-ых, когда нацболы боролись за становление новой России. Можно ли назвать серебренниковских персонажей нацболами, часто сравниваемых с экстремистами? Точно ответить нельзя. Но играют их такие же взрывные, свободолюбивые и молодые актёры «Седьмой студии». Спектакль, кстати, несмотря на своё относительно недолгое существование, уже сыскал признание в Германии,  показывался на арт-площадке Винзавода  и стал первым в истории лауреатом премии «Золотая маска», когда награду за спектакль получили актёры, еще не закончившие театральный вуз.

…И после, эта потрясающая своей болью и безутешностью ария будет повторяться в самые трагические моменты спектакля. И мы видим, как главный герой Гриша Жилин, очень живо и талантливо воплощенный, благодаря Филиппу Авдееву, влюбляется в такую же  самоотверженную революционерку Катю;  и как он, не выдавая своих, терпит бесконечные побои и допросы; и как страшной картиной вспоминаются ему похороны отца. И позднее этот гроб с телом отца, который тащили они с матерью через лес, станет для него пожизненной ношей. Только теперь, выбрав путь революционера, он несет гроб для самого себя. Нет другого пути у человека, решившего откровенно бороться с властью. Постоянно открывая крышку этого зловещего ящика, обтянутого красной тканью и черной траурной ленточкой, он, будто спрашивает: «Ту ли жизнь я выбрал?» А оттуда яркий свет - и нет сомнений, что за свои идеалы нужно идти до конца. Убивают Катю, сажают в тюрьму Негатива, устроившего международный скандал, а идейный лидер их партии  «Союза созидающих» и вовсе начинает переживать за свою шкуру. Но для Гриши это, наоборот, как мулета для быка, лишь знак к действию. С четырьмя такими же отчаянно-безбашенными он мгновенно, ничего не обдумав, решается на захват местной администрации, в которой то, кроме уборщицы, и нет никого. Да только назад дороги нет. Обрекая сами себя на смерть, они, не умеющие даже автомат держать в руке, стоят до конца и остаются верны своим принципам. И  только напоследок своей недолгой жизни молодой революционер Гриша Жилин произнесёт:  «Я извлёк нательный крестик и положил в рот. Крестик холодный, а потом пресный…» И крышка гроба навсегда захлопнется для него.

Решить, как относиться к этим агрессивно настроенным, но свободно мыслящим бунтарям, каждый для себя должен сам. Кто-то увидит в них романтичных революционеров, хотя Серебренников будто нарочно подавляет всё чувственное в каждом из персонажей, чтобы добиться более реалистичного эффекта, а кто-то отморозков, бессмысленно разрушающих тот храм, к созданию которого они непричастны. Однако это до боли грустная документация того, что происходило в нашей стране не так давно. Молчать об этом, наверное, было бы слишком легкомысленно для такой свободолюбивой натуры, как Кирилл Серебренников. Безусловно, спектаклей такого рода в российском театре больше нет, поэтому его стоит посмотреть, хотя бы из-за этого. Прибавьте к этому невероятный реализм, который тщательно прорисовывают актёры на сцене, и поражающую своей дерзкой оригинальностью режиссуру.

Автор: Петр Филимонов

Фотограф: Пресс-фото

Добавить комментарий