Драматургия нового поколения

Google+

Сравнение с серебренниковской «Седьмой студией», каким приятным оно не было бы, этим ребятам, скорее всего, уже надоело. Но их пути к успеху почти одинаковы: обучение в школе-студии МХАТ, штурм лучших театральных смотров, получение собственной площадки для репетиций после выпуска. Правда, если первым московскую театральную жизнь открыл Кирилл Семенович, то этих со столичной публикой познакомил Заслуженный артист России Дмитрий Брусникин.

«Брусникинцы» - это уже бренд для тех, кто вхож в театральную среду и мало-мальски знаком со столичной культурой. Пять лет назад большинство из них («брусникицев») еще оканчивали школу и наверняка только мечтали о полных залах. Да и сам Дмитрий Брусникин, набирая тогда курс, в школу-студию, вряд ли думал, что из таких разных характеров сможет получиться целостный организм, отдельная театральная труппа, регулярно потрясающая своим новаторством москвичей. Впрочем, именно на личностные качества каждого из ребят Брусникин и делал ставку. По его собственным словам, гораздо интереснее наблюдать за личностью на сцене, дать ей проявляться, и тогда любые ошибки можно простить. А ошибки есть. Не потому, что актёры плохие, а режиссеры, работающие с ними, неопытные. Как раз-таки наоборот - об этом доказывает ажиотаж вокруг их сценических работ. Но потому, что главный объект исследования для Брусникина и его учеников – современная пьеса, что вообще в нашей стране большинством воспринимается как ошибка. Хотя сдвиги к пониманию драматургии нового поколения уже есть, и они внушительные.

Появляются площадки, проекты, театры, в которых за основу берется текст, написанный нашими современниками, и текст этот, как правило, не ровный, порой агрессивный и до боли злободневный. «ТЕАТР.dok» один из таких проектов и существует уже 13 лет. В нём тоже живут «брусникинцы», и живут по пьесам Максима Курочкина в спектакле «Выключатель». Почему живут? Слово «играют» для этой сцены, и для этой постановки неприемлемо в принципе. Здесь актёры создают диалог со зрителем, максимально реалистично доносят до него свою историю, и ни в коем случае не навязывают своего мнения. Семь не связанных между собой пьес, до безобразия бытовых и настоящих, на деле оказываются не такими уж простыми для понимания. По замыслу режиссеров спектакля, а их четыре, никаких вопросов и ответов актерами ставиться не должно – ко всему этому зритель придет сам. И действительно, после просмотра задуматься есть над чем: разговор между сидящими в зале и актерами получается странный, нелепый, серьезный, веселый. Несмотря на то, что говорят только актеры, создаётся полное впечатление, что персонаж контактирует с каждым из присутствующих. Молодые актеры здесь со свойственным им азартом и дерзостью, в вольной форме пытаются с помощью простых приемов раскрыть сложные темы. Так или иначе, получается камерный и откровенный разговор по душам в маленьком пространстве «ТЕАТРА.doc».

Другое дело спектакль этих же ребят, но уже в Цетре имени Вс.Мейерхольда. Тут «брусникинцы» во главе с режиссером Максимом Диденко разворачивают масштабную картину происходящего во времена Советско-польской войны 1920 года. В основу спектакля «Конармия» берутся рассказы из одноименного сборника Исаака Бабеля о Конной армии под командованием Семёна Будённого. Однако главное выразительное средство в нем не слово, а музыка и танец, олицетворяющие стихийность движения красной армии по украинско-польской земле. Диденко известен своими экспериментами по созданию синтетического театра, где современный танец говорит историю, а в старой песни поется о настоящем. Поэтому работать с мастерской Дмитрия Брусникина ему было вдвойне интереснее и рискованнее – не каждый решится поставить такое эпическое произведение со студентами. Но его надежды оправдались: энергия и напор, с которыми актеры отдаются этому спектаклю, чувствуются даже на последних рядах. Юные «Брусникинцы» становятся главным вектором, создающим характер и зрелищность этой постановки. Эксперимент удался и теперь входит в репертуар театрального центра даже после выпуска мастерской. Возможно, какие-то эпизоды покажутся слишком авангардными, но смотреть на это как минимум интересно.

Другие спектакли этих амбициозных ребят можно увидеть на различных площадках Москвы. Возможно, скоро все их работы будут сконцентрированы в одном месте. Этим летом Дмитрий Брусникин стал помощником худрука театра «Человек», и теперь его ученики получили шанс продолжить творить вместе уже на собственной территории.

Автор: Пётр Филимонов

Добавить комментарий