Брат брату кто?
В репертуаре европейских театров нередко можно встретить спектакль, поставленный по мотивам фильма. Для запада адаптация киносценария к театральной сцене – дело привычное и крайне успешное. В отечественной же индустрии театра и кино всё в точности наоборот: сначала сценарий имеет успех у любителей театра, и только потом его решаются приспособить к прокатному фильму. Впрочем, «Гоголь-центр» в очередной раз не побоялся экспериментов и поставил целый ряд спектаклей, в основу которых легли сюжеты из классики кинематографии: "Идиоты" Ларса фон Триера, "Страх съедает душу" самого Райнера Вернера Фасбиндера и знаменитый фильм 1960 года "Рокко и его братья" Лукино Висконти.
Речь пойдет о последнем. Театральная версия итальянского фильма называется просто «Братья», по пьесе сценариста и драматурга Михаила Дурненкова, для которого превращение киносценария в театральный – дело не новое. Режиссером же спектакля выступил Алексей Мизгирев. Этот спектакль стал его театральным дебютом. И дебют этот более чем успешный.
С первого взгляда поражает дерзость, с которой подошли к созданию пространства для спектакля: вместо привычной сцены зрителя ожидает ринг для боев без правил. Стоит заметить, что если вы хотите увидеть точную копию любимого фильма на сцене, то вы, вероятно, разочаруетесь - от фильма здесь только идея взаимоотношений между братьями и проститутка по имени Надя. В отличие от киносценария, где братья вместе с матерью переезжают в солнечный Милан, дурненковские герои с кличками настоящих русских гопников (Тюха, Обмылок, Хоббит) из провинциального Семёновска в поисках новой, «богатой» жизни приезжают к их старшему брату в холодную Москву. Старший брат, естественно, как любой уважающий себя гопник, всячески игнорирует своё имя и зовется Казаном. Вспыльчивый, дикий Тюха, роль которого блистательно исполнил молодой актёр Седьмой студии Никита Кукушкин, узнает от него о подпольных боях без правил, где за одну ночь можно заработать неплохие деньги. Благодаря своей безбашенности и способности не чувствовать боль, он быстро становится главной звездой этого заведения. Только вот боль физическая не сродни боли душевной – безответная любовь к вышеупомянутой проститутке по имени Надя превращает, и без того сумасшедшего Тюху, в животное. Все страдания персонажа актёр очень точно передает с помощью пластики, мимики и криков, заставляя кожу зрителя покрываться мурашками. Как бы гадко и жалко не выглядел этот герой, ты то и дело ловишь себя на мысли, что переживаешь за него больше, чем за других братьев.
Не менее трогательно сыграла и Виктория Исакова, исполнившая роль женщины легкого поведения. Её история – это история о том, как, с помощью любви, можно из падшей женщины превратиться в светлого, чистого человека… И снова упасть. Еще ниже. Благодаря всё этой же любви. Натуралистичность, обаяние и полная самоотдача актрисы делают своё дело: ее героиня «грязна» и в то же время невероятно притягательна.
Для «Гоголь-центра», как и для этого спектакля, характерна злободневность и метафоричность. Это своего рода стихотворение поэта-символиста, где ни один предмет не используется просто так: ринг, показывающий весь ужас столичной жизни, забор с металлической сеткой, как бы говорящий: «Оставь надежду всяк сюда входящий», стол из морга, на котором сначала отдаётся за деньги Надя, а потом на нем же погибает. И стол этот мгновенно превращается в обеденный - за которым отмечают победу самого доброго из братьев - Обмылка, по чьей вене и погибла влюбленная проститутка. Даже огромные экраны над всем этим не просто так. На них транслируются, словно в караоке, слова шлягеров шансона, а потом леонтьевский «Дельтаплан», что удваивает абсурдность сложившейся ситуации и даже в какой-то мере подчёркивает её трагичность.
Правильно ли мы живем? Не потеряли ли мы кого-нибудь по пути к успеху? А, может быть, мы продали свои ценности за деньги? Эти и ещё множество вопросов возникает после просмотра данного творения. Найти ответы на них будет полезно каждому. В этом, наверное, и есть главное достоинство спектакля «Братья».
Автор: Петр Филимонов