Заповедь журналиста – не навреди!
Сегодня на телевидении, радио и в печатной журналистике все чаще появляются новые звезды. Но для того, чтобы стать настоящим профессионалом, необходимо не только много учиться, но и найти своего наставника. Таким наставником для многих студентов Московского Государственного Института Культуры стала преподаватель Ольга Александровна Карелина. Именно у нее мы решили узнать, что происходит на современном рынке медиа и каким должен быть журналист сегодня.
- Вы в журналистике с 1981 года, такое продолжительное время в профессии дает Вам возможность выступать в роли эксперта. Какие, на Ваш взгляд, произошли основные изменения в медиасфере?
- В 81 году, когда я только пришла работать на телевидение, я лишь наблюдала за тем, как работают профессиональные журналисты и немного у них училась, сама же работала помощником режиссёра. В то время все было организовано иначе. В 80-е годы работать в кадре или просто озвучивать собственные тексы можно было лишь единицам. У нас в Московской редакции Гостелерадио СССР трудилось более 120 человек, и только человек 10 имели право появляться в кадре и человек 5 вести программу. Экран был для дикторов, и большая часть материалов озвучивалась дикторами. С одной стороны, такой подход был более серьезным, но с другой – загонял в рамки и делал телевидение очень сухим. Потом мы из одной крайности перешли в другую – дикторский отдел упразднили, и в кадр вылезли все, кто смог.
Многие мои коллеги по телевидению в 90-е годы забросили институты и решили, что высшее образование совсем не обязательно. Это самое большое заблуждение, так как журналист - это прежде всего высокообразованный человек. Сейчас у журналистов больше авторской свободы, да и вообще свободы во всем – в манерах, интонациях, внешнем виде. Это, конечно, хорошо, но журналист должен помнить о двух главных заповедях в профессии. Первая – понимать, что его основная задача заключается в отражении действительности, нужно нести правду и только правду. Вторая заповедь – не навредить. Журналист не должен бояться ничего, кроме одной вещи - нанести вред (дезинформация – тоже вред).
-Как мы видим сегодня, многие журналисты все чаще пренебрегают этическими нормами. Как Вы думаете, с чем это связано?
- Мне кажется, каждому журналисту необходимо постоянно думать не о том, как он на секунду прославится, выдав ту или иную информацию в эфир, а о своих героях. Например, берешь интервью у интересного человека, он раскрывается и много рассказывает, а потом просит, чтобы это не вошло в эфир. Вот у меня не так давно была такая ситуация. Одна женщина рассказала свою историю, а потом попросила, чтобы некоторые моменты не были озвучены в эфире: «Муж этого не понимает и очень злится». Естественно, я убрала эти моменты на монтаже, хотя они внесли бы в программу «живинку». Но надо выбирать, что дороже - мимолётный рейтинг и высокие доли программы или отдельно взятая семья, в которой мы можем поселить разлад.
- О чем был Ваш первый сюжет?
Это были далекие восьмидесятые, наверное, 83-й год. У нас в редакции был один внештатный оператор, который ездил на съёмки с любительской кинокамерой, и мне доверили снимать первый материал с ним. Это был конкурс бальных танцев. За этот сюжет мне заплатили 7 рублей. Это очень большой гонорар, ведь месячная зарплата составляла всего 120 рублей. Я написала текст, который озвучивала диктор Лариса Дыкина, её давно нет в живых. Тогда мы не знали таких понятий как «лайфы», «стенд-апы». Всё называлось просто и по-русски. Стенд-ап – журналист в кадре.
- Когда Вы впервые появились в кадре?
В начале 90-х. Я снимала какой-то сюжет о модной акции с участием известных людей шоу-бизнеса. И там был мотоцикл. Я записывала стенд-ап, сидя на мотоцикле, по какому поводу, правда, не помню, но было очень красиво. Хотя в то время я ещё плохо понимала про работу журналиста и в кадре, и за кадром, не понимала, как дорого эфирное время и как важно продумывать каждое слово, но мне помогали мои старшие коллеги. У нас был очень хороший коллектив, и мы делали, я считаю, гениальную программу «Добрый вечер, Москва»
- Вы заканчивали МГУ. Приходилось ли вам работать в студенческие годы по специальности?
- Конечно, про это я вам и рассказываю. Я училась на вечернем отделении и работала. А сразу после школы я поступала на исторический факультет в педагогический институт, но не добрала полбалла. После провала пошла устраиваться в школу пионервожатой, на что мой папа отреагировал приблизительно так: «Хватит нам в семье педагогов!» - у меня мама воспитатель детского сада, тётя логопед. Папа привел меня на собеседование в отдел кадров Гостелерадио, он работал инженером в «Останкино» в Телевизионном техническом центре (и сейчас продолжает работать). Там мне предложили на выбор две вакансии, правда, их пришлось ждать полгода – в редакции народного творчества и в редакции программ для Москвы и Московской области. Я выбрала Московскую редакцию, так как народное творчество в юные годы мне казалось ужасно скучным и нафталиновым. Удивительно, как меняются вкусы и интересы с возрастом и с обретением определённого багажа знаний! Сегодня я, как журналист, работаю именно в тематике народного творчества, пишу сценарии для программы «Пряничный домик» телеканала «Культура» и получаю от этого огромное удовольствие. Так я попала на телевидение, благодаря папе. Хотя изначально папа был против и телевидения: «Там у всех женщин поломанные судьбы». Но видно, мужская логика ему подсказала, что не так страшны «поломанные судьбы» у телевизионных женщин, как испорченные нервы у педагогов. Оказавшись на телевидении, я приняла решение, что буду поступать только на журфак, а в то время он был единственный - в МГУ, куда было очень сложно попасть, да у меня и знаний не хватало. Я стала ходить на подготовительные курсы. В те годы на лекции можно было купить билет, точно так же как и в кино – перед началом. И, конечно, я училась в процессе работы, в этом смысле вечернее или заочное образование намного лучше - ты сразу познаешь азы профессии.
- Вы сняли документальный фильм «Право на детство». Расскажите, что сподвигло вас затронуть именно эту тему?
- Во-первых, журналист не всегда сам выбирает тему, есть редакционное задание. Это был 2007 год - год ребенка. И наша компания получила грант на съемки фильма о беспризорных детях, тогда их много было на улицах Москвы, особенно на вокзалах. Я всегда была неравнодушна к детям и часто снимала материалы на различные темы, связанные с детством. И мне предложили стать автором, мы снимали этот фильм с моим коллегой - режиссером Валерой Беловым.
- Почему сейчас решили заняться педагогикой и стать преподавателем?
- Вы знаете, началось все это как-то случайно. Мой сын поступил в институт культуры на факультет журналистики. Я тогда работала на «ТВ Центре», и мне предложили вести практические занятия у будущий журналистов. В общем-то, мои занятия выглядели совершенно по-другому, не так как сегодня. Мои студенты приезжали ко мне на записи программы и на прямой эфир. Однажды они самостоятельно подготовили вопросы для нашего гостя - руководителя департамента строительства В.И.Ресина. Программа получилась очень живая и интересная.
- Скажите, есть ли сейчас проекты, над реализацией которых вы работаете, или, может, у вас есть задумки, которыми вы могли бы поделиться?
- Сейчас мне больше всего хочется, чтобы вы, мои студенты, здесь, в нашей маленькой студии, начали реализовывать какие-то свои собственные идеи, может, и с моей подсказки. И вообще, я благодарна своим студентам, потому что многому учусь у вас.
- А если за рамками института?
- У меня есть мечта, и она пока не реализована. На телевидении много программ, где ремонтируют квартиры, учат вкусно готовить, помогают людям привести свой внешний облик в порядок. А мне хочется сделать программу, которая помогала бы людям найти себя. У нас очень много талантливых людей, которые немного заблудились в жизни. Есть очень интересный проект, но он не телевизионный, у Джимми Оливера – английского повара. Он обучает поварскому искусству молодых людей и даёт им путёвку в жизнь, причём попадают к нему на обучение в результате серьёзного творческого тестирования исключительно «заблудившиеся» молодые люди – кто-то был связан с наркотиками, кто-то страдал алкоголизмом, кто-то находился в глубокой в депрессии.
- На ваш взгляд, настоящий современный журналист, какой он? Какими качествами он должен обладать?
- Он должен быть честен и никогда не преследовать собственные интересы, которые сейчас, как мне кажется, очень многие преследуют. Ко всему нужно серьезно относиться и не делать ошибок, ведь мы, журналисты, во многих вопросах дилетанты. Этого не стоит бояться, стоит бояться быть ленивым – писать абы что, не докопавшись до сути.
Автор: Анастасия Стефурак и Александра Кудрявцева