Кристина Анищенко: Клиентам нужно больше, чем просто качественный результат
Beauty-эксперт, основательница салона красоты рассказала, как понять, чего хотят клиенты, как привлечь новых посетителей , чтобы сохранить устойчивость бизнеса, и как на beauty-индустрию влияют ИТ-технологии.
Кризисная ситуация негативно отразилась на большинстве отраслей. Так, сфера beauty-услуг особенно остро отреагировала на изменения в экономике, еще не успев восстановиться после пандемии. За прошедшие три года свою деятельность прекратил каждый третий салон. С одной стороны, ведение бизнеса усложняют изменение курса валют, подорожание расходных материалов и снижение покупательской способности населения. С другой стороны, усиливается конкуренция за внимание клиентов между специалистами, продолжающими свою деятельность. К чему стоит готовиться beauty-мастерам и как изменится индустрия красоты в 2024 году, рассказала Кристина Анищенко — beauty-эксперт, которая ведет собственный бизнес и успешно занимается визажем четырнадцать лет.
— Кристина, последние несколько лет стали периодом вызовов для большинства российских beauty-мастеров, и не в последнюю очередь это связано со снижением платежеспособности людей и, как следствие, отказом от некоторых услуг. На чем необходимо сконцентрироваться предпринимателям в вашей сфере в условиях неустойчивости экономики?
Конкуренция в сфере бьюти-услуг всегда была высокой, и в ближайшие годы это не изменится. Максимальную эффективность сейчас показывают те, кто успевают раньше других адаптироваться под сложившиеся обстоятельства. В период кризиса, когда внешние условия постоянно и непредсказуемо изменяются, необходимо искать новые методы привлечения клиентов. То, что хорошо работало раньше, теперь устарело — на первый план выходят задачи, которые предприниматели решали и раньше, но они не были первостепенными.
Я выделяю две основных задачи, которые должны решать предприниматели — привлечение новых клиентов и удержание уже имеющихся. Для посетителей, еще незнакомых с салоном, необходимо выстраивать качественную маркетинговую стратегию, максимально заинтересовать их. Для удержания уже имеющейся клиентской базы нужен совершенно другой подход: в первую очередь, предпринимателям необходимо вкладываться в собственную команду, что в перспективе обеспечит выход салона на новый уровень — повышение качества сервиса и оказываемых услуг.
— В beauty-индустрии вы уже 14 лет. Как изменились требования клиентов? И что нужно делать специалистам сейчас, чтобы продолжать успешно вести бизнес?
— Клиенты становятся более требовательными. Если раньше посетители приходили с запросом на качественный результат, то теперь этого не достаточно. Сейчас клиенты ожидают от услуги персонализированного подхода, который позволит им получить уникальный результат и оставит особое впечатление от процесса. Другими словами, акцент сместился на сервис: на первый план для людей вышли те эмоции, которые они получат после процедуры. Для этого мастер должен грамотно выстраивать коммуникацию с клиентом, чтобы наладить доверительные отношения и узнать его предпочтения.
— Вы сотрудничали с крупными площадками, например, вас приглашали на всероссийские конкурсы красоты. Но даже у таких опытных мастеров в работе с клиентом может возникнуть сложность: у человека свое представление о прекрасном, у визажиста — свое. Как мастеру найти баланс между пожеланиями клиента и собственным профессиональным видением?
— Как я уже говорила, необходимо уделять особое внимание общению с клиентом: выслушать пожелания, понять его представление о прекрасном. Это позволяет наладить контакт и создать образ с учетом его запросов и индивидуальных особенностей. Конечно, не всегда мастер и клиент сходятся в мнениях о том, что красиво. В таком случае я всегда предлагаю консультацию, на которой рассказываю про оптимальное сочетание цветов, текстур и стилей макияжа. Такой подход позволяет найти решение, удовлетворяющее обе стороны, и, в конечном итоге, получить желаемый результат.
— Вы в курсе всех актуальных трендов мировой beauty-индустрии. Мастера в России о некоторых новинках узнают благодаря вам. Так было, например, с техникой аэромакияжа и методом создания блестящих стрелок. Если говорить об услугах и технологиях в beauty, что интересного мастера смогут предложить клиентам в ближайшее время?
— Кончено, давать прогнозы на ближайшее будущее довольно сложно, особенно в сфере beauty-услуг — индустрия постоянно развивается и совершенствуется. Однако уже сейчас можно заметить внедрение цифровых технологий во всех сферах жизни, и индустрия красоты не стала исключением: за рубежом все большей популярностью пользуются виртуальный макияж, онлайн-консультации косметологов и использование искусственного интеллекта. Думаю, в каких-то проявлениях эта тенденция дойдет и на российский рынок.
Также могу отметить тенденцию на персонификацию — популярностью будут пользоваться те салоны и мастера, которые несут в своей деятельности некую идею, имеют ярко выраженное позиционирование, отличающее их от конкурентов. К примеру, появляется все больше салонов, ориентированных только на людей с кудрявыми волосами. Клиентам нравится такой подход, нравится чувствовать свою принадлежность к определенной концепции. В целом, можно ожидать, что будущее бьюти-индустрии будет ориентировано на индивидуализацию потребностей клиентов и уникальный подход мастера к каждому запросу.
— Как, на Ваш взгляд, будет развиваться отрасль? К чему стоит готовиться?
— Индустрия красоты всегда отличалась стремительным развитием и постоянными изменениями, такая тенденция сохранится и в будущем. Во-первых, все больше увеличивается влияние цифровой среды на поведение потребителей — пользователи все больше времени проводят в социальных сетях, следят за трендами и имиджем знаменитостей. Поэтому мастерам необходимо, с одной стороны, следить за новыми трендами в индустрии красоты, с другой стороны — активно использовать ресурсы социальных сетей для продвижения своих услуг и привлечения клиентов.
Во-вторых, новый тренд в beauty-индустрии — синергия красоты и здоровья. Потребители начинают очень ответственно относится к своему здоровью, обращают особое внимание на те услуги и средства, которые позволяют поддерживать природное состояние волос и кожи. Поэтому beauty-специалистам необходимо уделять особое внимание экологичности используемых продуктов и оказываемых услуг.
Автор: Анастасия Цедякова