Владимир Преображенский: Пред вами срез богемной московской жизни
«Бархатное подполье». Декаденты современной России» - книга, выпущенная коллекционным тиражом к юбилею этого субкультурного движения. 8 ноября в «Доме Булгакова» состоится презентация книги в виде захватывающего театрально-музыкального представления. Весь цвет фестиваля «Бархатное подполье» выйдет на сцену в этот вечер. Накануне презентации своей книги Владимир Преображенский рассказал о том, как создавалась книга, о магии чисел и мистических событиях связанных с ней, а так же о том, кому она будет интересна.
- Что подтолкнуло тебя к написанию книги?
- Книгу решил написать год назад. Она стала неким подведением итогов десятилетия существования фестиваля. Интересным образом сложились даты и не какие-нибудь, а юбилейные: в этом году мне исполнилось 40 лет, «Бархатному подполью» - 10, моей группе «Бостонское чаепитие» - 15, и всё это произошло в Год Литературы. Я спросил себя в свой День Рождения: а чем я занимался последние 10 лет? И пришел к выводу, что большую часть времени я отдал именно фестивалю. Нужно было как-то по-особенному отметить эти даты, подвести итог. Два музыкальных альбома у меня уже есть, фильм про меня сняли... Я по образованию филолог, а книги нет. При стечении таких обстоятельств грех ее не написать!
- Ты ведь не единственный автор книги?
- Я не пытался перетянуть одеяло на себя, я наоборот хотел найти того, кто это напишет про меня и вместо меня. Тогда бы с моей стороны были только «вставки», реплики, воспоминания. Тут и началась бурная работа. Пришла в голову идея: создать книгу из набора мемуаров интересных личностей, принимающих участие в «Бархатном подполье», знающих фестиваль изнутри. Я обратился к различным людям с предложением стать соавторами книги, решив, что, чем больше будет соавторов, тем увлекательнее. Поначалу многие вызывались писать, писать и еще раз писать, но, как водится, такие писатели быстро растворялись. В итоге даже те, кто обещался написать, делали это очень медленно. Думаю, если бы книга зависела только от меня, то вышла бы гораздо быстрее. Но даже само написание и мне далось не так просто, как я думал.
- Что ждет читателя на первых страницах книги?
- В начале идут слова известных людей, которые не понаслышке знакомы с фестивалем «Бархатное подполье». Первым из них стал историк моды Александр Васильев.
- Что Александра Васильева связало с фестивалем?
-В 2006 году в рамках трехдневного фестиваля мы проводили круглый стол на тему «Формула гламура». Всё действо проходило в доме Булгакова. То было время, когда слово «гламур» стало гипермодно и популярно. Помню, все редактора модных журналов требовали от авторов, чтоб те писали «погламурнее», но что это значит, толком никто не понимал. В то же время с другой стороны популярность набирала волна, связанная с готической культурой. Тогда готика особенно была в фаворе и стала проникать в светскую жизнь, на fashion подмостки. Так же в обществе появилась даже такая присказка: мол, чтобы быть модным, нужно быть «погламурнее и поготичнее». Данную ситуацию мы и использовали во втором фестивале в 2006 году. В нем гламур и готика воссоединились на «Бархатном подполье». Всем было интересно, как они воссоединились. Для того мы и затеяли круглый стол с темой «Формула гламура». Искать «формулу» собрались различные деятели культуры, включая Александра Васильева, академика Российской академии рекламы Вячеслава Черниховского, писательницу Оксану Робски, поэта Нестора Белявского и других. Дискуссия не была дежурным разговором, так как собрались очень интересные, умные и эрудированные личности. Это были настоящие экскурсы в историю моды и стиля.
- Для тебя самого «Бархатное подполье» не открылось ли с какой-то новой стороны через призму книги?
-События, которые я же организовывал, оборачивались в книге какой-то невиданной мною ранее гранью. Например, участники рассказывали, что происходило «на сцене», пока я был в «закулисье».
- Кому будет интересна книга?
- Книга будет интересна не только участникам «подполья», и, даже не только тем, кто декадентски и эстетски настроен. Она не только про фестиваль, не только про неодекаданс, и это не только книга, содержащая некий экскурс в историю дендистских штучек, в историю аксессуаров. Хотя там есть целые главы и искусствоведческие статьи помимо описания фестиваля, посвященные таким важным понятиям как декаданс, эскапизм. Автором таких статей стал Алексей Ильин. В свое время он писал блистательные эссе для сайта «Бархатного подполья», а потом это перекочевало в книгу. Также я взял фрагмент из дипломной работы Марии Воронковой, посвященной «Бархатному подполью», и это тоже вошло в книгу. Но есть еще интересная грань. Книга получилась и про московскую клубную жизнь этого десятилетия – с 2005-го по 2015-й. Этакий особый взгляд на особый сегмент московской клубной жизни, не связанной ни с дискотеками, ни с клубами сугубо узкой направленности, например, с ориентиром только на рок-музыку. Получился особый мир со своими нравами. Пред вами срез богемной московской жизни.
- Книга может подразумевать продолжение?
- Такая книга может быть только одна. Она впитала в себя последнее десятилетие и сохранит его в себе. Являясь неким окном во времени, она в любой момент вернет читателя в нужный отрезок времени. Продолжения у нее не будет, ведь это не роман, хотя авантюрного в ней много. Она особенная.
- За 10 лет любой фестиваль меняется, растет, эволюционирует, можно ли проследить это по книге?
- Более чем возможно. И меня радует, что изменения происходили в лучшую сторону, что и отражено в книге. Фестиваль сохранил уникальный формат, породив ряд продолжателей и подражателей не только в Москве, но и других городах. Чем дальше, тем больше он укреплял и развивал свое своеобразие. Какие-то вещи, которые по началу делались стихийно, со временем стали оттачиваться и получили свою законченную форму с четким очертаниями. Конечно, много еще задумок, которым только в будущем суждено реализоваться, но они уже живут в голове.
- Какие главные, явные изменения произошли?
- Главное изменение – поначалу это были фестивали, потом они превратились в салоны. Затем они стали параллельными: и фестиваль, и 2 салона в 2009 году состоялись. В этом году я предвижу некий всплеск интереса в связи с выходом книги. Теперь «Бархатное подполье» имеет вид закрытого клуба, и чтобы туда попасть, нужно пройти определенные ритуалы. К тому же определенные мероприятия проводятся и будут проводиться на разных уровнях. Презентация книги будет несколько публичной, но потом пройдет полузакрытая презентация, следом совсем закрытая, и четвертая настолько тайная, что не все про нее узнают. А пока у всех есть возможность соприкоснуться с миром «Бархатного подполья» 8 ноября в Доме Булгакова, где пройдет презентация книги.
- Для чего такая конспирология?
- Определенная конспирология присутствовала всегда, и за счет этого удалось сохранить этот формат, не разрушить. Для меня прежде всего важна атмосфера. Боди-арт, китайская каллиграфия, эстрада прошлого века, мастер класс ретро-макияжа - все нацелено на создание особой атмосферы, а я в ней некий дирижер, чувствующий, что и где должно солировать. Данные элементы лишь инструменты, которые, сливаясь воедино, и образовывают весь оркестр.
- Все же книга носит развлекательный характер?
- Книга рассчитана на вдумчивое чтение, однако в ней довольно много занимательных историй. Она рассчитана на тех, кто уже посмотрел различные ролики-фотографии в интернете, то есть познакомился издалека с этим особым миром, увидев лишь внешнюю сторону «Бархатного подполья». Книга для тех, кто хочет копнуть глубже. Я считаю, что, как и всякое нормальное искусство, она требует некого усилия и терпения, как от слушателя, так и от читателя. Нужно расслабиться и войти в нее. Книга может вас либо принять, либо не принять, но нужно настроиться правильно и преодолеть некое усилие, чтоб погрузиться в тему и понять, что и за чем стоит. Сама книга очень яркая и событийная. При этом не поверхностная, ее можно читать, перечитывать, углубляться и каждый раз, открывая и листая ее, находить новые стороны и грани.
- Была ли литература, на которую ориентировался?
- Я держал в уме различные книги о рок-музыке, истории разных групп. Брал и русский, и советский рок. Было полезно полистать, посмотреть, «подпитаться волной» и понять, а как люди пишут сейчас.
- Значит и рок имеет место в книге?
- Да, моя книга несколько рокенрольная, как ни странно, но рок-музыка красной нитью прошла через фестиваль «Бархатное подполье». Хотя бы потому, что моя группа «Бостонское чаепитие», конечно, была в центре всех этих событий и выступала неким флагманом музыкальной программы. Наша музыка странная и необычная, но так или иначе это рок-музыка.
- Расскажешь подробнее о главах?
- Даже перечислю парочку для затравки: «Денди с электрогитарой»; «Безработный камикадзе русского рока»; «Уточное искусство или очарование порока»; «Золото на ужин или переполох в гранатовых тонах»; «Роковые встречи в магическом пространстве»…. А остальное вы увидите сами уже в книге.
Беседовала Станислава Филатова