Игорь Угольников: Награды за «Батальонъ» я посвящаю женщинам России
В этом году на Первом канале состоится премьера телевизионной версии военно-исторической драмы «Женский Батальонъ». Полнометражная версия картины, вышедшая в кинопрокат в феврале этого года с названием «Батальонъ», стала первой отечественной военной кинолентой, получившей признание на трех континентах: в США, Европе и Азии. Картина удостоилась множества международных фестивальных наград, в том числе в непризнанной республике Косово. О том, как снимался «Батальонъ», что ждет отечественный кинематограф в будущем и как относятся к российскому военному кино в мире – в специальном интервью с автором идеи и генеральным продюсером картины Игорем Угольниковым.
- Игорь Станиславович, тема этого номера – «Сильная женщина». Вам удалось найти подход к четырем ста женщинам, побывавшим у Вас на съемочной площадке. И ни у одной из них, учитывая тяжелейшие нагрузки, не возникло желания бросить все и отправиться домой. Расскажите, как проходили съемки?
- Это правда, перед девушками стояла грандиозная задача. Надо было побеждать не только по сценарию, но и в жизни. Прежде всего, самих себя. Представьте только: подъем каждый день в четыре утра. В дождь ли, в холод, в слякоть – без разницы! Чего только стоили съемки батальных сцен, когда в эпизоде газовой атаки девочки бежали в противогазах, ничего не видя перед собой из-за дыма. Я был поражен их выносливости, терпению и самоотдаче! Я считаю, что все наши актрисы, без исключения, совершили подвиг на съемочной площадке. Когда нам в июне этого года в Индийском Посольстве вручали награды кинофестиваля в Мумбаи, я сказал, что свою награду посвящаю всем женщинам России. И я бесконечно благодарен девочкам за то, с каким достоинством и выдержкой они прошли через сложные съемочные испытания, вложив в картину огромное количество сил, энергии и души!
- Как вы считаете, в чем главная причина международного признания «Батальона»?
- Знаете, мы не пытались «подогнать» картину под какие-либо форматы, тем более международные. Мы старались не изменять себе, традициям советской кинематографической школы. Мы были искренни, максимально честны как перед нашим зрителем, так и перед самими собой. Мне кажется, что фильм «Батальонъ» имеет свое собственное лицо – а это главное, чего мы хотели добиться. Вспомните, у нас ведь было великое советское кино, которое вызывало восторг во всем мире. Это кино было самобытным, рожденным отечественной культурной традицией, оно не подстраивалось ни под какие зарубежные стандарты. «Летят журавли» и «Война и мир» были признаны лучшими и обеспечили огромные кассовые сборы в мировом прокате. Я об этом в последнее время все чаще говорю: не надо идти по чужеродному пути! Мне кажется, что такая вот кинематографическая независимость, что ли, понимание своего собственного достоинства – это и есть основная причина международного признания нашей картины.
- Сегодня отечественная киноиндустрия, как и мировая киноиндустрия в целом, столкнулась с новыми реалиями: кино перестало быть искусством, все больше превращаясь в бизнес. Фильмы начинают оцениваться не с точки зрения их художественной ценности, а по принципу «собрала ли картина кассу». Что Вы думаете об этом и что, по Вашему мнению, ждет российскую киноиндустрию через десять лет?
- К сожалению, общемировая тенденция развития киноиндустрии, я имею в виду кинотеатры, сводится к тому, что просмотр фильмов превратился в некий аттракцион. Это подтверждают все без исключения дистрибьюторские компании. Зрители, будь то в Америке, Китае, России или Европе, хотят развлекаться или ужасаться. И чем больше на экране происходит спецэффектов, стрельб, ужасов, чего-то смешного или фантастического, тем «продажней» кино. Увы, такая тенденция действительно существует. Ей соответствуют многие фильмы – лидеры кассовых сборов, в том числе и в России. Возьмем ряд американских картин, рассчитанных на «кассу». Мне лично вообще трудно их смотреть, потому, что я даже сюжет зачастую не могу уловить. Оказывается, что он для них не особо важен. Для меня, человека, воспитанного в традиции советской киношколы, в кино важны три составляющих: сценарий, сценарий и еще раз сценарий. К примеру, в «Безумном Максе» сценария нет. Там есть эффектные трюки и сцены, не связанные каким-либо сюжетом. Сегодня в кино в целом такая тенденция преобладает. Тем не менее, российский зритель – он другой. И даже молодой российский зритель, выросший совершенно в иной стране, неизменно чувствуют, где правда, а где ложь. Но в целом, конечно, зрительская аудитория опошлилась и стала бездумной. Я рад, что нам удалось создать фильм, выходящий за рамки вышеупомянутой тенденции. Что касается кассовых сборов, то на настоящий момент «Батальонъ» собрал зрителей больше, чем любая другая игровая российская картина. Это данные на ноябрь 2015 года. Не это ли показатель того, что зрительский интерес к военному кино чрезвычайно высок в нашей стране! После просмотра нашей картины люди выходят заплаканные, вдумчивые, долго молчат, не могут говорить… Такая реакция говорит о том, что наш зритель всё-таки ещё способен сопереживать, думать. Что же будет с кино дальше – трудно судить. Но тенденция крайне опасная. Именно поэтому те, кто способен и может делать хорошее, «человеческое» кино, должны серьезно трудиться: пробивать и снимать свои проекты. В том числе и при поддержке государства.
- Стоит ли государству поддерживать кинематограф?
- Очень актуальный вопрос. С одной стороны, кинематограф считается индустрией. А если это индустрия, значит, она должна быть коммерциализирована? Вовсе нет! Во-первых, это пока что никакая не индустрия. Во-вторых, если государство хочет сохранить своих граждан, скажем так, «в сознании», оно должно финансировать кино. Но подходить к этому надо избирательно и предельно ответственно.
- Вы создали две крупнейших киноленты о войне – «Батальонъ» и «Брестскую крепость». Откуда такая тяга к военно-историческому жанру?
- Мне действительно удалось воплотить в жизнь две своих мечты – снять картины о Первой и Второй мировых войнах. Откуда тяга? Все началось с «Брестской крепости». Я мечтал снять эту картину с юности. Но моя жизнь сложилась таким образом, что большую ее часть я занимался развлекательным жанром. Наверное, в этом было тогда мое творческое и человеческое предназначение. Сейчас времена изменились. Изменился и я. Я повзрослел - теперь больше понимаю и думаю. Могу сказать, что военное кино – самое сложное. И чем бы я ни занимался в жизни, меня всегда тянуло к военному кино. Оно во мне жило, и будет жить. Я с огромным интересом смотрел советские военные фильмы. Понимая, что прикоснуться к этому вряд лиудастся, я завидовал тем, кто мог себе это позволить. Но мои мечты все-таки воплотились в жизнь. И теперь, готовя новую картину, я предъявляю к себе еще более высокие требования. Уже на этапе создания сценария я погружен в глубокие раздумья и сомнения. В силу известных причин, конечно, мне близок и понятен легкий жанр. Наверное, правильнее было бы после двух тяжелых картин снять легкую комедию. Но что-то мне не хочется…Не до смеха мне.
- Совсем недавно на сцене Вахтанговского театра Вы вручили Марии Ароновой международные награды, присужденные ей за роль Марии Бочкаревой в фильме «Батальонъ», в номинации «Лучшая актриса». Мария воплотила на экране героический образ сильной женщины. А считаете ли Вы Марию сильной в жизни? Расскажите о вашей дружбе и работе над картиной?
- Мария Аронова, наверное, самая сильная женщина из всех, кого я когда-либо встречал… При этом она – человек огромного обаяния, фантастического юмора, человеческой и душевной широты. Началась наша дружба давно, когда в эфир выходила моя программа «Оба-на», которой в этом году исполняется 25 лет. Мне нужно было найти двух клоунесс для программы. Первое, что я сделал – придумал их образы: одна должна была быть социальной, смешной, плотной клоунессой, с которой я бы играл все сцены. Образу второй соответствовала бы тоненькая, танцующая и поющая клоунесса для музыкальных номеров. Я рассказал о своей задумке моему другу Мише Борисову, педагогу Щукинского училища. Он ухмыльнулся и сказал: «Приходи завтра». Так я попал на класс-концерт в «Щуку», где показывался третий курс. Я сразу же отметил двух потрясающих, талантливых студенток – Марию Аронову и Нонну Гришаеву. Они были теми, кого я искал! На следующий день они уже снимались в программе «Оба-на». Профессиональная судьба обеих моих подружек сложилась удачно! Что же касается работыМаши Ароновой в картине «Батальонъ», то не для кого не секрет, что сама картина была задумана под нее. Когда я увидел фото Марии Бочкаревой и прочитал о ее героической судьбе, я сказал себе: наконец-то я нашел роль для Маши Ароновой! До этого Мария Валерьевна играла главным образом комедийные роли. А мне очень хотелось, чтобы она сделала серьезный человеческий и профессиональный шаг в совершенно новое измерение. И я прекрасно понимал, что для нее, как актрисы, такая роль станет важнейшим событием. Снявшись в картине «Батальонъ», она сотворила тот самый человеческий шаг. Подтверждением тому служат ее многочисленные фестивальные награды. Я, признаться, думаю, что с ней вообще трудно будет кому-либо бороться. Я даже представить себе не могу, какую роль надо исполнить другой актрисе, чтобы победить Машу Аронову в номинации «Лучшая женская роль»! Она сделала эту работу максимально честно. Ей было нелегко. Она находилась в напряжении. Она всегда была самой цельной на съемочной площадке, самой подготовленной и очень позитивно настроенной ко всему, что ее окружало. Это тоже особое человеческое качество Марии Валерьевны. Она потрясающая! Она великолепная! Она обожаемая народная артистка нашей страны!