"Костюм неотразимого смутьяна: белая футболка и уверенный взгляд"
Когда Ваш мужчина надевает футболку, вспомните, что за это стоит поблагодарить Марлона Брандо. Если бы не он, футболка так и осталась бы нижним бельем и никогда не приобрела своего духа свободы и независимости.
С другой стороны, Марлон Брандо стал кумиром эпохи не без помощи той самой белой обтягивающей футболки, в которой навсегда обосновался в женских сердцах харизматичный Стенли Ковальски из фильма «Трамвай Желание».
До 50-х годов мужчине показаться на людях в футболке было все равно, что женщине выйти на улицу в одном бюстгальтере. Футболка служила неотъемлемой, однако, утилитарной прослойкой между телом и одеждой. Перед Первой мировой войной хлопковые футболки даже стали частью официальной формы солдат военно-морских сил США, а во время Второй мировой ими обзавелись и сухопутные войска.
Однако в 30-е над безоблачным будущим футболки нависла угроза. Чуть все не разрушил другая голливудская звезда – Кларк Гейбл. В фильме «Это случилось однажды ночью» актер, снимая рубашку перед сном, оказывается с обнаженным торсом! Скандал! Великий Кларк Гейбл не носит нижнюю рубашку! Конечно, многие мужчины тут же последовали его примеру, подражая раскрепощенности и сексуальности актера. Любопытный нюанс, вы не находите? Благодаря Кларку Гейблу отсутствие футболки стало ассоциироваться с дерзостью и независимостью, а всего через 20 лет все перевернется с ног на голову: эти качества будут прочно связаны уже с присутствием футболки.
Великая депрессия была за одно с Кларком Гейблом, и мужчины 30-х годов были рады использовать на один предмет гардероба меньше. Футболки уже начали умирать как вид, но спасла их Вторая мировая война. Именно в форменных футболках американцы чувствовали себя победителями в Европе и эту же одежду они продолжили носить, вернувшись на родину. Так футболка стала символом мужественности и отваги. Правда, носили футболку по-прежнему под одеждой. Исключение составляли разве что рабочие: они уже не стеснялись трудиться в одной футболке, чтобы не испортить добротную верхнюю одежду.
Как видите, футболка в XX веке пережила немало кризисов и взлетов. Но действительно переломными для ее судьбы стали 50-е годы.
Фильмы «Трамвай желание» и «Дикарь» сделали секс-символом не только Марлона Брандо, но и простую белую футболку. Этот предмет гардероба приобрел совершенно новый смысл: к послевоенному ореолу мужественности добавились дерзость и сексуальность.
Смотреть на Марлона Брандо в фильме «Трамвай Желание» страшно. Но оторвать взгляд невозможно, это какой-то животный магнетизм. Вечно пьяный хам, дьявольски красивый и совершенно неуправляемый, заставил учащенно биться сердца абсолютно разных женщин: от официанток в забегаловках до европейских герцогинь и принцесс. Как художник по костюмам Люсинда Баллард добилась такого эффекта? Говорят, футболка была настолько узкой, что ее сшивали прямо на актере. Марлон Брандо был уверен в своей притягательности, и костюм Стенли Ковальски кричал об этом.
Конечно, после фильма обтягивающая футболка стала главным товаром в американских универмагах. Каждый мужчина хотел таким нехитрым способом стать альфа-самцом. Униформа грузчиков – джинсы и белая футболка – стала опознавательным знаком привлекательного бунтаря, которому невозможно отказать.
Конечно, не элегантные мужчины в костюмах и галстуках стали первыми приверженцами новой моды. Их вестиментарная культура была слишком ригидной для такого шага. В глазах респектабельного старшего поколения такой наряд выглядел совершенно беспардонным. А вот молодежь из пригородов могла себе его позволить. Эти пассионарные ребята сделали футболку частью своего послания обществу: «Мы – рабочие и военные. Мы – новые строители Америки».
Мода на футболки стала быстро распространяться и, как следствие, постепенно потеряла оттенок отчаянного бунта. Образ свободолюбивого парня стали примерять на себя более добропорядочные и состоятельные мужчины. Фотография Джона Кеннеди в футболке в считанные дни сделала эту одежду и вовсе самой популярной в Америке. И в конце концов, этот предмет мужского гардероба (с женщинами несколько сложнее) стал абсолютно будничным и безмолвным. Мужчина в белой футболке больше не воспринимается нами ни как бунтарь, ни как смутьян.
В то же время футболка, правда, уже не просто белая, стала настоящим транслятором убеждений. Сейчас любой может выразить с помощью надписи на ней свои политические взгляды, религиозные убеждения, художественные вкусы или просто сегодняшнее настроение.
Поистине, это предмет гардероба с уникальной историей. С помощью футболки вы можете или слиться с толпой или выразить собственную позицию. Решать вам. Только помните, что, если бы не Марлон Брандо, мы были бы этой возможности лишены.
Роль Стенли Ковальски стала для актера точкой бифуркации. Только не ясно, то ли в Марлоне Брандо всегда жил этот неконтролируемый дебошир, то ли этот кинообраз в 50-х годах отпечатался в душе актера и определил его дальнейшую беспокойную жизнь.
Самый красивый бунтарь Голливуда подарил современной моде не только белую футболку. Его стиль в фильмах и в жизни копировали миллионы, и благодаря этому в нашем шкафу сегодня есть джинсы и джинсовые рубашки, куртки-косухи и базовые джемпера, круглые очки и кожаные перчатки. Причем, заметьте, эти вещи сегодня носят и мужчины, и женщины. Спасибо, Марлон!
Автор: Грузинова Екатерина, стилист-имиджмейкер, автор проекта "Бюро эстетики"