Александр Песков: «Мир настолько разнообразен, что ограничивать себя одной персоной не стоит».
Он мечтал быть летчиком или моряком. В детстве даже отучился в школе юных космонавтов. Прыгал с парашютом. Но после школы подал документы в театральный институт и … поступил! И теперь вместо летчика военной авиации перед нами замечательный артист Александр Песков!
В эфире программы #PROПЛЮСЫ с ведущей Евой Росс Александр рассказал нам о секретах актерской жизни и что происходит за ее кулисами. Из чего складывается конкуренция в кинематографе и как заманить зрителя в кинотеатры.
СПРАВКА
АЛЕКСАНДР ПЕСКОВ, российский актёр театра и кино, певец. Окончил Школу-студию (ВУЗ) им. В.И.Немировича-Данченко при МХАТ СССР им. Горького. В его исполнительской копилке более сорока театральных работ и сотни киноролей, в число которых входят кинокартины «Бандитский Петербург» и «Американ бой».
M.R: Александр, недавно вы приняли участие в фильме «По закону военного времени». Кстати, военная форма вам очень к лицу. Расскажите, пожалуйста, о чём фильм? Как проходили съёмки? Были ли какие-то интересные моменты в съёмочном процессе?
А.П: Я так полагаю, зрители видели предыдущие 3 сезона «По законам военного времени», которые шли по «Первому» каналу, после программы «Время». В этом году 1 и 2 сезон показывали в дневное время, затем приостановили трансляцию. Я так думаю, что это из-за переноса парада Победы. Надеюсь, к 24 июня, на который уже назначали Парад, выйдет 3 сезон и 4 вслед за ним. Я принимал участие в съёмках 4 сезона. Там я играю майора. Это уже конец войны, город Кёнигсберг, ныне Калининград. Там происходят некие события, о которых я не вправе сейчас говорить подробно. Ну сами представляете, конец войны, но ее отголоски все еще раздаются.
M.R: В одном из интервью я читала, что вы даже внешне похожи на героя, которого играете в фильме. Это правда?
А.П: Я думаю, что герой, которого я играю – вымышленный персонаж. Когда я исполнил роль Абакумова в сериале «Жуков», тогда до меня доходили слухи, что в костюме и гриме я где-то отдаленно напоминал реального Абакумова. Но, что касается героя «По закону военного времени», мне кажется, что это абсолютно выдуманный персонаж.
M.R: В ком или в чём вы нашли свой источник радости?
А.П: Мир такой больший и разнообразный. Как в нём не найти источник радости? Конечно, конечно. Я и в своей жене нахожу источник радости. И в своих партнёрах, друзьях. Я люблю природу, она для меня первейший источник радости. Потому что она такая многоликая, такая разнообразная. Вы посмотрите, один день на другой не похож.
M.R: Кто из партнёров по фильму ваш друг? Существует ли актёрская дружба?
А.П: Я в основном дружу с людьми, которые меньше относятся к актёрскому цеху. Я бы даже сказал, не из этого цеха. Мы коллеги, товарищи. Мы можем симпатизировать друг другу. Бывает и обратное (улыбается). В общем, вы знаете, я бы сказал так. Коллег очень много, а друзей много не бывает. Тем более вновь приобретенных. Если у коллег очень хорошие отношения, то это можно назвать дружбой, но опасаюсь этого определения. Так как дружба явление серьёзное. Оно проверяется годами, как и любовь. Боюсь ошибиться. Всякое в жизни бывало. Думаешь, друг, друг, а оказалось «не друг, а так». Я очень недоверчивый человек.
M.R: Какой самый курьёзный и запоминающийся случай произошёл с вами на съёмочной площадке?
А.П: Ой, их было очень много. Я, если честно, на такие вопросы предпочитаю не отвечать. Потому что, если ты находишься на работе, то должен заниматься работой. Всякие эти «аля» курьёзы, смешные случаи, - опасны для здоровья и жизни, так как актёрам приходится исполнять самим трюки. Бывают нелепые случаи. Случается такое, ты можешь покалечиться либо себя, либо кого-то. Если съёмки проходят в павильоне – это пол беды. А если съёмки на открытой местности, на природе, конечно, много чего происходит.
M.R: Какие качества вам больше всего нравятся в женщинах?
А.П: Знаете, у всех вкусы разные. Но год назад будучи на прекрасном шоу - конкурсе «Мисс Мелон Рич XXl» - я был настолько потрясён и заворожён азартом этих девушек, которые выходили на сцену. Мне показалось, что те девушки, которых у нас принято называть стандартными моделями, они, как бы это сказать, чтобы не обидеть…. Они не такие артистичные. Модели XXL «зажгли» так, что просто «ух»! Молодцы, девчонки. Молодцы. Прекрасное качество – это, когда девушки не боятся быть иногда «дурашливой» или смешной. Особенно к актрисам это относятся. Если они не боятся быть такими, то проявляются более талантливо в своей актёрской профессии. Не боятся, что где-то там у тебя не по тому стилю или, ой, где-то волосок лежит не так. Да взлохмать ты себя в конце концов. Сразу и снаружи, и внутри всё взлохматится. А еще подойдите к зеркалу и скажите себе: «Какая я классная».
M.R: Как вы считаете, есть ли дружба между мужчиной и женщиной?
А.П: Конечно, есть, как же без этого. Я только не знаю, что первично, а, что вторично. Одни говорят, что это после взаимоотношений таких серьёзных, где была любовь или партнёрство. Другие – наоборот. Считают, что не должно быть между мужчиной и женщиной таких волн любовных, сексуальных.
M.R: Александр, вы часто снимаетесь в фильмах про войну (Афганистан, Вторая мировая). Как вы считаете, нужно ли вводить патриотическое воспитание в школах?
А.П: Я вспоминаю свои годы обучения в школе советского времени. Нам не говорили о том, что: «Мы вам внушаем патриотизм. Мы в вас хотим воспитать патриотические чувства». Нам этого не говорили. Просто была история Советского Союза. И само по себе изучение этой истории влекло нас к тому, что мы понимали, что такое «подвиг» советского человека, что такое «предательство» страны. И само собой все становилось на свои места. Не надо было в нас «втюхивать» патриотизм. Нельзя человеку внушать быть патриотичном. Нужно постепенно открывать «патриотические баночки», где уже, наверное, моль завелась. И говорить правду людям, что на самом деле было, что ценно, что является ориентиром для нас. Потому что хорошее отношение к своей Родине силой никогда не привить. Не проявится таким способом любовь к Родине. Конечно, нужно вводить патриотическое воспитание в школах.
M.R: По каким критериям вы выбираете фильмы, сценарии, пьесы, в которых соглашаетесь участвовать?
А.П: Я бы не сказал, что мне так много предлагается сценариев, чтобы я мог выбирать и от чего-то отмахиваться. Я не такой востребованный артист, чтобы от многого отказываться. Порой ждешь месяцами, а бывает и годами хоть что-то, чтобы предложили. Я не скромничаю, не лукавлю – это абсолютно так. Вот бывают такие ситуации. Бывает прямо густо, густо, а бывает пусто. А критерий отбора простой – качество материала, персонаж должен быть многогранным, тогда это интересно.
M.R: А какую работы вы считаете лучшей в своей фильмографии?
А.П: Затрудняюсь ответить. Они разные. У меня список то большой – 111 фильмов на сегодняшний день, но это включая и телесериалы, конечно.
M.R: А сами любите смотреть фильмы? Может быть, есть какие-то любимые жанры в кино? То есть, что пересматриваете вечерами?
А.П: Я вот жду «По законам военного времени» уже, потому что я его не видел вообще. Я смотрю всегда свою работу в первый раз, когда она только вышла и через некоторое время, чтобы сравнить свои первые впечатления с нынешними. Второй раз пересмотреть будет достаточно. Потому что я ведь должен знать, что всё-таки я сделал в этом фильме. Иногда ты озвучиваешь свою роль целиком, тогда можно полностью посмотреть отснятый материал. Но нужно же весь контекст фильма уловить. Поэтому приходится смотреть. Нужно анализировать себя, свою работу. Мне очень нравится один американский артист, ныне его уже нет в живых – Марлон Брандо. С ним я пересмотрел практически всё. Но, а так, какие-то новинки, что-то из давно уже вышедшего. Кто-то мне подскажет, что посмотреть. Где-то я сам увижу какую-то рекламу. Или вообще, не знаешь, что это за фильм. Включаешь. Походу дела смотришь и понимаешь – смотреть его дальше или нет. А так у меня нет любимого фильма. Потому что мир настолько разнообразен, что ограничивать себя одной персоной не стоит.
M.R: Что такое искусство в кино: хороший монтаж, спецэффекты, красивая картинка, мастерство актёра?
А.П: Всё то, что искусно сделано – это искусство. А всё остальное – это компоненты. Выход артиста на площадку, сценарий, режиссура и монтаж – это же массовый вид производства, коллективный вид творчества. И когда всё сделано на высочайшем уровне, тогда это можно назвать искусством. Если что-то где-то там отстаёт, все делали хорошо, а кто-то облажался – это уже большой минус, который будет заметен на ряду с тем прекрасным, что сделали остальные.
M.R: Вы сказали, что любите природу. Какие у вас любимые «природные» места в России?
А.П: «Как упоительны в России вечера». На самом деле она такая разнообразная. У нас много географических широт, что касается «от запада до востока. От севера до юга». Разные климатические зоны. И куда бы ты не попал – природа фантастическая. Да, не хватает там, где бы пальмы были, но где поюжнее они встречаются. Я люблю и моря, и речки, и озёра. Сам сейчас живу за городом, в нашей, так скажем, средней полосе России. И я обожаю это место.
M.R: Почему вы выбрали профессию актёр? Если бы не актёр, то кем бы вы стали?
А.П: В детстве я кем только не хотел быть: и моряком, и космонавтом. Даже отучился в школе юных космонавтов не для того, чтобы стать космонавтов. Я мечтал стать лётчиком. И ради того, чтобы прыгнуть с парашютом я отучился в школе юных космонавтов. Это параллельно 8, 9, 10 классы общеобразовательной школы. Что мне и удалось. Но так как с детства я был знаком со сценой и музыкой, с театром не просто, как зритель, а выходя на сценическую площадку. И где-то подсознательно у меня были мысли: «Как же хорошо было бы быть артистом». Я не знал, что на артистов можно было учиться. Думал, это какие-то инопланетяне, завезенные с других планет, и они где-то там в киноиндустрии существуют. А мы ими любуемся и наслаждаемся. И хотим быть такими, как они. Да и героев они играли замечательных. Всегда был герой, которому хотелось подражать. Создавать себе кумира. Раньше другая была драматургия. Потом перескочили на нечто суровое, нечто отрицательное и это стало во главе угла, как адресат, на который стоит ориентироваться. В результате стечения обстоятельств я решил, что пойду после 10 класса поступать в театральный институт. А приёмные экзамены в таком институте начинаются раньше, чем в других вузах. Я рассчитывал, если не поступлю в этот год, то в следующем пойду поступать на лётчика военной авиации. Потому что школа юных космонавтов давала право поступить вне конкурса на лётчика. Здоровья хватало, поэтому взяли бы безотказно. Но я поступил в театральный институт и тем самым до сегодняшнего дня я в этой профессии.
M.R: Есть ли у вас дома домашние животные?
А.П: Были. У меня были кошки, но так случилось, что 10-месячный котёнок погиб. Другая кошка умерла от стрости. А третья кошка по своим кошачьим проблемам умерла. Больше не хочу заводить домашних животных, потому что сними тяжело прощаться. Думаю, может собаку завести, но с моей то профессией куда мне её. Тоже будет тяжело оставлять её где-то.
M.R: Существуют ли проблемы в российском кинематографе? Как вы относитесь к цензуре в кино?
А.П: Будем брать кино для широкого зрителя, а не телесериалы. Все в стране знают, что у нас очень маленький процент показа кино, в основном это из-за иностранного кино. Поэтому конкуренция мала. Чтобы была здоровая конкуренция должен быть обширный прокат и тогда будет, где показывать свою продукцию. Ну представьте, вы испекли пирог, а через день он зачерствел. А вам его продавать. Рынок сбыта для этого должен быть, а его пока очень мало. Кинотеатры есть не по всей стране и не в том должном виде, в котором они должны быть. Здоровая конкуренция родится лишь тогда, когда будут те люди, которые хотят заработать деньги на кинопроизводстве. Не на самом процессе производства, а по факту продаж продукции. То есть ты создал кинопродукт, не своровав оттуда ни копейки денег. Продаёшь его. Когда зритель голосует рублём: идёт в кинотеатр, покупает или не покупает билет. От этого и будет завесить хороший ты материал снял или нет. Опять же всё дело вкуса. Кому-то фильм может показаться занудным, а это окажется произведение искусства. Но в этом всё равно заложен процесс конкуренции. Конкуренция должна быть. А когда у нас спонсирует (так ещё и без возврата денег) государство. Точнее финансирует. Это даёт право не отчитываться людям за деньги, которые они потратили. Например, я, как финансист какого-то производства, вкладываю свои средства, конечно, я буду заинтересован, чтобы ни копейки денег не ушло налево. Я заинтересован в качестве, чтобы на мой фильм люди пошли. Чтобы я эти деньги, которые затратил, мог вернуть, да ещё и заработать. В этом и будет заключаться бизнес. Чем заманить зрителя в кинотеатры? Конечно же качеством. Кто-то любит изобилие компьютерной графики, кто-то любит умное кино. Но должно быть разнообразие жанров, взглядов на разную категорию зрителей. У нас с этим очень сложно. Ну и получается производители снимают не на свои деньги, так как их финансирует Министерство культуры, Фонд кино.
M.R: Вы, как российский актёр, верите, что российское кино когда-нибудь станет конкурентом голливудским фильмам? Сможет ли хотя бы встать вровень? Есть ли перспективы у российского кинематографа?
А.П: Кинематограф не Бог, чтобы верить в него или не верить. Это нормальная система взаимоотношения денег и товара. Если ты оплачиваешь кино, и ты отвечаешь за эти деньги 100 %. Тогда ты будешь выбирать артистов, профессионалов всех остальных цехов. Всё-таки ответственность в первую очередь, когда у тебя идёт от государства финансирование. Ты за эти деньги не в ответе. Тебе за них голову не отсекут. Тем более, когда ты осуществил откат. Поэтому верить в то, что российский кинематограф займёт нишу на уровне Америки или Европы, пока эта система существует, я не могу. Если говорить о телесериалах, то их тоже снимают на государственные деньги. Одним словом, систему финансирования нужно менять.
M.R: Как вы по жизни принимаете решения: сердцем, интуиций или холодным расчётом?
А.П: Сначала эмоционально, сердцем значит. Но все эти эмоции рождаются от мыслей. Если мы получаем какую-то информацию, тут же на неё реагируем. Дальше нужно эту сердечную эмоцию перетрансформировать в холодный рассудок. Тогда, наверное, получится принимать верное решение.
M.R: Как сейчас проходит ваш день в условиях самоизоляции?
А.П: Как день сурка. В этой самоизоляции приходится заниматься самореализацией. Приходится придумывать себе важные, а порой и никчёмные занятия. Лишь бы не сойти с ума от этого бесконечного однообразия. Вот, что мы делаем? Записываем какие-то ролики в сетях. Но не предназначены мы для того, чтобы сидеть и чего-то выжидать. Что касается самоизоляции – некоторым можно выходить на улицу, а другим нельзя. Всё как-то 50 на 50.
M.R: Как рождаются ваши стихи: сидя за столом, гуляя на природе, а может во сне?
А.П: Ну вот какая-то тема в голове появилась и не даёт покоя. Потом приходят строчки, а затем уже идёт работа. Не то, чтобы: «Ох, пришло вдохновение». Нет, может две строчки и придут, а над остальным сидишь и работаешь.
M.R: У вас есть список музыкальных пристрастий на телефоне?
А.П: Ну в телефоне у меня их нет. Если слушать музыку, то на хорошей аппаратуре: либо это диск, либо скаченный материал в хорошем разрешении. И это должно быть подсоединено к звуковым колонкам. Чтобы слышать все чистоты: низкие, средние, высокие и остальные. Вот в машине у меня две основные станции – это там, где рок и там, где классика. Ну и пару новостных станций.
M.R: Верите ли вы судьбу и в знаки судьбы?
А.П: Да, верю.
M.R: Сейчас вы параллельно работаете в театре Луны, являетесь штатным актёром. Легко ли отпускают из театра в кинематограф?
А.П: Исходя из своего опыта работы в других театрах, и того, что я слышал от своих коллег по цеху, везде разные ситуации. Кого-то с лёгкостью отпускают, кого-то наоборот. Может некоторыми движет ревность, узурпаторство власти: «Вот ты у нас работаешь и больше нигде не будешь». Есть понимающие люди. Есть понимающие дирекции и главные режиссёры или художественные руководители. Но надо всё это делать всегда разумно и заблаговременно. Если ты играешь, например, без второго состава или у тебя он есть. Будь любезен, до составления репертуара на следующие месяцы в театре предупреди о своей занятости. Если ты занят в театре и тебя никто не может подменить, тебе придётся играть в спектакле и не подводить театральную труппу. Съёмочные группы тоже должны понимать, если ты работаешь в театре, что это основное твоё место работы. Если вам нужен просто свободный человек, тогда, извините, если он совсем свободный, то, наверное, он просто никому не нужен. Может, он и вам в кино тогда не нужен. Тут надо как-то разумно договариваться.
M.R: А что самое тяжелое вы считаете в своей работе?
А.П: Это моя любимая работа, моя любимая профессия. Поэтому сложно найти сложности, тавтология даже получается. Наверное, обретаешь какую-то атмосферу счастья в своей работе – это взаимопонимание с режиссёром. Когда тебе материал нравится. В первую очередь понимание с режиссёром должно быть. Это, когда он видит в тебе талант, а ты в нём.
M.R: Лично вы как боретесь с плохим настроением?
А.П: Эх, вот сейчас бы на работу. Сразу бы повысилось настроение (улыбается). Мне нужно пахать. Просто пахать, пахать и пахать. Это меня оживляет во всех смыслах этого слова. Насчёт плохого настроения. Я превращаю его в злость или ярость. И это меня эмоционально начинает очень сильно разогревать. И эта злость или ярость мутирует у меня в творческую энергию и желание свернуть горы.
M.R: Были ли в вашей жизни неординарные, необдуманные поступки?
А.П: Полно.
M.R: Какое коронное блюдо у Александра Пескова?
А.П: Я свою жену Руслану убеждаю варить мне щи. Я их обожаю. Сам щи хорошо готовлю. Я, кстати, повар 3 разряда. В школе успевал ходить на учебно-производственный комбинат. У меня мама и папа тоже хорошо готовили щи. В этом блюде всё натуральное. Может кто-то скажет, что бульон вреден, но я считаю, наоборот. Хочу добавить, что Руслана очень любит готовить вторые блюда. Они у нее особенно удаются. Однажды она сделала мне сюрприз. Это был обычный день. Она спросила меня: «Что ты хочешь на завтрак?». Я в шутку ответил: «Черепашек». Захожу на кухню, а там действительно черепашки на тарелке лежат. Это было ее кулинарное изобретение.
M.R: Есть ли ваше творчество (стихи) в бумажном варианте? Можно ли приобрести книгу с вашим автографом?
А.П: Нет, я ничего не издавал. Я их даже боюсь называть стихотворениями, потому что это рифмованные мои зарисовки, мысли. Я их назвал рубрикой – «навеяло». И выкладываю на своем официальном сайте: http://alexpeskov.ru/ Я не печатаюсь, потому что считаю, что это не поэзия.
M.R: Слышали ли вы о течение «бодипозитив»?
А.П: Вообще я всегда «за» позитив. Я человек крайностей. Я могу прибывать в таком негативе и одновременно быть в позитиве.
M.R: 5 советов Александра Пескова для того, чтобы быть в позитиве.
А.П: 1. Любовь к совей профессии, работе. Ходить туда не ради только денег и отдыха после работы. Нужно во время отдыха вспоминать о своей работе. Опять же работа должна нравиться.
2. Друзья. Чтобы они были чутки и отзывчивы. Также как ты к ним и наоборот.
3. Семейная сторона твоего тыла. Чтобы в твоей семье, в твоём доме был мир.
4. Увлечения обязательно.
5. И обязательно любить природу. Природа – это то, откуда мы вышли и куда мы уйдем.
Автор: Валерия Твердохлеб