Как стрессы на работе влияют на психологический баланс сотрудников и производительность.

15.11.2022
Дата публикации
5068
Просмотров

Как стрессы на работе влияют на психологический баланс сотрудников и производительность.Рентабельность организации, производительность труда сотрудников и возможности их удержание окажутся под угрозой, если сотрудники не будут вести жизнь, свободную от стрессов. Большинство жизненных инцидентов, с которыми сталкиваются люди и которые вызывают стресс, связаны с рабочим местом. Результаты корреляционного анализа выявили значительную взаимосвязь между факторами, вызывающими стрессовыми ситуациями на рабочем месте и балансом гармонии в трудовой жизни специалистов всех уровней. Проведя регрессионный анализ, социологическое исследование показало, что позитивная атмосфера на работе является наиболее влиятельным фактором в сохранении правильного баланса между работой и личной жизнью. Результаты теста также показали, что респонденты мужского пола испытывали меньшую неопределённость и перегрузки, когда перед ними ставились более разнообразные задачи в совокупности с гибкостью рабочего графика.

Бездушная деловая среда заставляет организации извлекать больше пользы из сотрудников. Компании охотятся за талантами, которые могут продемонстрировать высокую производительность и компетентность на рабочем месте в течение длительного, почти ненормированного, рабочего времени. Давление работы на сотрудников усиливается в течение последних нескольких десятилетий, что приводит к переутомлениям и глубочайшим депрессиям. Стремление быстрее достичь поставленных целей, приводит к нарушению равновесия между работой и личной жизнью, и, как следствие, повышению уровня стресса.

Стресс, по медицинскому определению, - это психологическая, физиологическая и поведенческая реакция индивида, когда им ощущается отсутствие баланса между массой задач и способностью справляться с этими задачами. Повсеместно высокий уровень стресса вызывает огромное беспокойство даже у самих работодателей, потому что сотрудники, которые испытывают стресс, вероятно, будут искать потенциально разрушительные стратегии его преодоления, которые ещё больше затрудняют организационное функционирование и личную жизнь сотрудников. Предыдущие исследования также выявили, что стресс на рабочем месте представляет собой неуловимую эмоциональную цену для благополучия персонала, создавая значительное финансовое бремя и падение производительности для организации. Как следствие, в настоящее время одной из важнейших ролей специалистов по управлению персоналом является создание среды для успешного достижения баланса между работой и личной жизнью (семьёй) своих сотрудников путём изменения организационной структуры рабочих процессов.

Гармоничное психологическое равновесие (или, если угодно, его можно называть «балансом») между работой и личной жизнью - это термин, используемый для выражения понимания человеком того, насколько он / она испытывает позитивные отношения между рабочими обязанностями и семейными ролями, где отношения рассматриваются как совместимые и находящиеся в равновесии друг с другом. Другими словами, это можно определить, как «самоопределяющееся состояние благополучия, которого человек может достичь или может установить в качестве цели, позволяющей ему эффективно справляться с многочисленными обязанностями на работе, дома и в обществе».

В данном контексте существует два разнонаправленных вектора вмешательства в человеческую психологию, а именно конфликт между работой и семьёй (WFC) и конфликт между семьёй и работой (FWC). Первый возникает, когда ожидания вознаграждения от работы мешают ожиданиям от семейной роли. Во втором случае конфликт возникает, когда семейные отношения не приносят удовлетворения и мешают наслаждаться работой. Таким образом, можно утверждать, что баланс между работой и личной жизнью - это состояние равновесия, при котором индивид успешно справляется с требованиями рабочих задач и своей ролью в личных взаимоотношениях. Каждый домен (рабочий домен и семейный домен) имеет различный набор требований, а поэтому, когда требования обоих доменов несовместимы, может возникнуть множество проблем. Именно эти проблемы создают большой стресс для человека.

Проблема сохранения такого баланса и управления стрессом стала горячей темой, показав, что уровень стресса, среди персонала мировых корпораций, нарастает из-за увеличивающейся неопределённости на рабочих местах в условиях крайне разрушительной рабочей среды. Кроме того, эти процессы происходят на фоне растущей напряжённости в личной жизни. Растущая таким образом напряжённость приводит к резкому увеличению числа сотрудников, страдающих депрессией и подверженных высокому риску самоубийства. Как следствие, организации сталкиваются с растущей проблемой управления персоналом, который не только находится в личной депрессии, но и может негативно повлиять на эффективность их организаций. Стрессовый потенциал присутствует почти во всех профессиях, начиная от главного бухгалтера и закачивая обычным менеджером. И тот факт, что каждая работа имеет свои трудности, а иногда и сам профиль работы может быть негативным, сильно влияет на работающих профессионалов (особенно это касается ИТ-индустрии), которые очень одержимы своей работой, исключительно нацелены на результат и испытывают давление как физическое, так и психологическое по максимуму, находясь на ответственных ролях и при больших нагрузках.

С середины 20-го века вопросы баланса между работой и личной жизнью, а также проблематика возникающих стрессовых факторов стали фокусом исследований среди многих профильных специалистов из различных дисциплин. Был проведён ряд исследований, в которых изучалась взаимосвязь между различными факторами, постоянно присутствующих на рабочем месте и возникновением депрессивных состояний. В исследованиях также изучалась взаимосвязь между стрессом на рабочем месте и конфликтом в семьях сотрудников. Исходные факторы, вызывающие стресс на работе (ролевой конфликт и двусмысленность ролей), составляют значительную часть различий в конфликте между работой и семьёй, обусловленных временем и напряжением, как у мужчин, так и у женщин. Было обнаружено, что неопределённость в работе является более мощным источником конфликта между работой и семьёй для мужчин, чем для женщин. Кроме того, было обнаружено, что характеристики задач (автономия и сложность) связаны с конфликтом между работой и семьёй. Они более тесно проявляются у женщин, чем у мужчин.

Ролевая перегрузка была наиболее последовательным предиктором обеих форм конфликта. Было обнаружено, что неопределённость ролей оказывает заметное влияние на беспокойство о работе и возникновение «рабочего» стресса. В то же время и конфликт ролей, вкупе с перегрузкой задачами оказывают значительное влияние на нехватку времени, возникновении беспокойства в нерабочее время, и возникновение стрессового состояния уже в лоне семьи. Женщины в такой ситуации испытывали больший психологический дискомфорт и тревогу, чем их коллеги-мужчины. Количество отработанных часов, факторы стресса на работе (конфликт ролей и беспокойство о финансовом состоянии) и негибкость рабочего графика вносят ощутимые негативные тенденции в сохранении баланса между работой и личной жизнью.

Сотрудники с высокой трудовой автономией и более чётким пониманием обязанностей, связанных с их работой, более склонны к конфликту между работой и семьёй, но сохраняют более высокий уровень устойчивости в личной жизни. Сочетание высоких требований к рабочим задачам и низкий уровень контроля над ситуацией, когда что-либо не вполне получается, были одними из самых значительных причин тяжёлых стрессовых ситуаций среди сотрудников компаний.

Недавно проведённые исследования показали, что организационная поддержка (организационная культура и поддержка семейных ценностей в компаниях) положительно сказывается на поддержании гармоничного равновесия между работой и личной жизнью. Поддерживающие практики, особенно введение гибкого/свободного графика и система премий/финансовой поддержки семьи, оказывают прямое положительное влияние на восприятие сотрудниками в выполнении рабочих задач. Они более успешно осуществляют самоконтроль над выполнением своей работы и семейными делами. Такой подход значительно снижает уровень психологического напряжения среди персонала.

В недавнем исследовании, которое проводилось среди врачей и медсестёр бюджетных медицинских учреждений, учёные обнаружили позитивное влияние между социальной поддержкой (поддержкой со стороны руководителей, коллег и супруга) и удовлетворённостью сотрудников в семейных отношениях. Было замечено, что поддержание баланса между работой и семейной жизнью, как правило, является более сложной задачей для работающих женщин, чем для их коллег-мужчин, поскольку природой заложено, что они несут большую ответственность за семью. Продолжительный рабочий день и обязанности по уходу за детьми, действительно более негативно влияют на баланс между работой и личной жизнью для женатых сотрудников, чем в среде холостых. Вторых, скорее всего, меньше всего беспокоит повышенная продолжительность рабочего дня.

Демографические факторы, а именно возраст, количество детей и возраст самого младшего ребёнка, должны были положительно коррелировать с конфликтом между работой и семьёй. Но было обнаружено, что семейное положение не имеет существенной корреляции с конфликтом между работой и семьёй. Тем не менее, замужним работающим женщинам очень сложно сбалансировать свою работу и личную жизнь, независимо от того, к какой возрастной группе они принадлежат, сколько у них детей, какова профессия их супруга и отрасль, в которой они работают.

Таким образом, можно сделать вывод, что сотрудники, которые имеют большую свободу планировать и выполнять свою работу, как правило, более психологически устойчивы к нагрузкам, которые могут стать причиной возникновения стресса, по сравнению с теми, кто пользуется меньшей автономией в личной жизни.

На основании всего вышеизложенного можно констатировать, что стресс на рабочем месте разрушает психологическое здоровье работников, влияя на производительность их труда. Поэтому организации должны осознавать эти факторы и пытаться предотвратить (или устранить) их, чтобы уменьшить риски возникновения стресса у своих сотрудников. Компаниям надо также попытаться предоставить работникам технологические решения, чтобы облегчить работу из дома, ограничить сверхурочную работу, ввести, по возможности гибкий рабочий график, более чётко разграничить рабочие задачи между персоналом и т. п. Существует практика, когда руководство фирмы может помогать отдельным лицам и их семьям в тяжёлых жизненных обстоятельствах, путём внедрения лояльных программ и политики трудового распорядка. Это приносит пользу как сотрудникам, так и организации.

Такие подходы, как создание приятной атмосферы на рабочем месте, где сотрудники могут общаться в неформальной обстановке, либо создание неформального пространства для общения и отдыха с коллегами и руководителями, поможет повысить прозрачность внутри организации и даст сотрудникам свободу высказывать своё мнение. Ведь именно качество отношений (например, тёплые, дружеские, заботливые и поддерживающие), как и поддержка со стороны руководителей смягчают негативное психологическое воздействие, связанное с работой. Законодательство также должно вмешиваться в требования работающих сотрудников. Его положения должны установить чёткий набор правил как для работников, так и для работодателей при ведении переговоров о новых условиях труда, которые являются взаимно-полезными и поддерживающими.

Добавить комментарий