Пощёчина от Хармса
Вряд ли в 20 веке найдется личность загадочнее, чем Даниил Хармс. Он и поэт, называющий Пушкина пузырем, и детский писатель, ненавидящий детей, и питерский безумец, поражающий городских обывателей своими выходками. Абсурдист, сломавший привычные литературные рамки, до сих пор является объектом споров многих критиков. Был ли он родоначальником русского сюрреализма или просто личностью, эпатирующей публику своими несуразными произведениями? От этого вопроса «Гоголь-центр» предлагает избавиться раз и навсегда и найти для себя ответ, заглянув в иррациональный мир «Хармс. Мыр».
Это больше, чем просто спектакль. Молодой режиссёр Максим Диденко и композитор Иван Кушнира создают что-то наподобие мюзикла, где одно действие резко сменяется другим, и зритель уже в полной уверенности, что находится в цирке. Правда цирк этот не такой уж и весёлый, а больше трагический, даже пугающий своим сокровенным смыслом. Клоуны своей мимикой показывают всё самое гадкое, что только может быть в человеке, а профессор Трубочкин, парящий на канате и девушка, балансирующая на огромном шаре, как бы доказывают зрителю хрупкость, неустойчивость мира идей, заставляют обратиться не только к своему центру, но и к тому, что по краям от нас. «Самый центр не требует никаких усилий. Центр — это равновесие. Там нет никакой борьбы» Д. Хармс. Так постепенно от комического фарса мысль спектакля переходит к глобальным проблемам человеческой души, о которых нельзя сказать складно, а можно только неврастенически показать. Ведь каждый из нас в глубине души псих, хоть раз задумывающийся об убийстве, о том, как смотрелось бы ухо на щеке, и прочей несуразице. Такая своеобразная пощёчина от Хармса, заставляющая согласиться, что сумасшествия в нас не меньше, чем в скандальном поэте.
Наверное, нет в России труппы лучше, чем «Седьмая студия», кто смог бы так точно выразить всю психику персонажа через его физику. Своих учеников Кирилл Серебренников учил именно такому театру, где говорит не только рот, но и тело, где синтезируются, казалось бы, самые несочетаемые сценические направления. Всему красочному действу сопутствует не менее странный видеоряд и масштабные декорации. Только к концу они превращаются во что-то единое и значимое. Возможно, таким способом Максим Диденко подтверждает свою мысль: «Миссия искусства - вернуть человеку архаичное целостное восприятие мира. Мы взяли все тексты Хармса, какие сумели найти, и в течение полугода исследовали их самыми разными способами. Читали, пели, думали ими, танцевали, молчали, носили предметы. Возникло очень много всего. Пока это части МЫРА.»
В основе хаоса, происходящего на сцене, лежит сразу несколько текстов Даниила Хармса: «История сдыгр аппр», «Профессор Трубочкин» и «Судьба жены профессора». Помимо этого, бесчисленное множество вкраплений из прозы и поэзии, исполняемые то в стиле китайской оперы, то в жёсткой манере рок-концерта. Поэтому прежде чем посетить спектакль, лучше поближе познакомиться с творчеством знаменитого авангардиста. Может это хоть чуть облегчит нагрузку на ваш мыслительный аппарат. Так или иначе, на протяжении всего спектакля не покидает ощущение, что вас погружают в нечто тайное, мистическое, показывают мир и суть человеческой души изнутри, по частям, а потом собирают всё это дело обратно и оставляют с роем мыслей в голове.
«Сначала я думал, что это НИЧТО. Но потом я понял, что это МИР».
ХАРМС
Автор: Пётр Филимонов