Ольга Соколовская: «Все получается так, как ты нарисуешь сам»
Актриса и режиссер Ольга Соколовская рассказала о своем спектакле «Искусство» и о том, почему Кирилл Кяро больше синий, чем красный, а Олег Кассин точно не желтый.
MR: Какое «Я» для Вас ближе в театре? Я – режиссер или я - актриса?
ОС: Этот вопрос для меня непростой, но в данный момент мне бы больше хотелось работать, как актриса. Так сложились у меня обстоятельства, был небольшой перерыв, а теперь я играю здесь, в театре «Человек», много и с удовольствием. И выпуски предстоят впереди, так что, конечно, в первую очередь как актриса. Есть и режиссерские задумки, но пока не будем их озвучивать - это все в будущем.
MR: Почему именно эта пьеса Вас заинтересовала?
ОС: Во-первых, пьеса замечательна сама по себе. Попала она ко мне странным образом, как оказалось, она уже шла в Москве. А я ничего об этом не знала. Ее играли Игорь Костолевский, Михаил Филиппов и Михаил Янушкевич. Они первооткрыватели этой пьесы в России. А мне она попала в руки в Белграде (в Сербии). Я прочла ее на сербском языке, и сразу поняла, что это ценно и моё. Приехала в Москву, нашла перевод Елены Наумовой. Так как это французская пьеса Ясмины Реза, в оригинале она звучит как "Арт", но в нашей трактовке это «Искусство», и об искусстве. Речь идёт о трех друзьях, один из которых покупает очень дорогую, белую картину за безумные деньги. Прежде всего, это не только тема спорного отношения к современному искусству, но искусство отношений между тремя близкими друзьями. Пьеса стала мне интересна этой своей многоплановостью. Интересны были именно взаимоотношения, слой за слоем вскрывающие истинные проблемы персонажей. Внешняя канва понятна, один покупает картину, другой с ним не согласен, третий пытается их примирить, и все это приводит к неожиданному финалу. Но пьеса намного глубже и сложнее. Почему мы делаем больно близким людям? До такой черты можно дойти? Почему попадает всегда именно людям родным, почему мы их не жалеем? Проживая свою собственную жизнь, на что мы её тратим? Финал поднимает эту историю на другой уровень. Когда мы репетировали эту пьесу, я ездила в общественном транспорте и часто слышала слово в слово фразы из этой пьесы - настолько история и персонажи попадали в жизнь, что я вздрагивала и думала, что брежу. Это близкие вещи всем нам, поэтому пьеса и смешная, и в чем-то трагичная и грустная, и каждый может увидеть в ней себя.
MR: Кто из русских драматургов вам близок?
ОС: Мне близки многие, но училась я на Чехове, и, по моему мнению, эту планку уже никто не перепрыгнет. Антон Павлович гениален - что до него, что после, все вещи, о которых он говорит, все эти проблемы остаются независимо от эпохи. Он, как доктор, видел жизнь насквозь на гениальном уровне и перешагнул эпоху, ну ещё Шекспир был таким же. Антон Павлович это всегда беспроигрышный случай.
MR: Как подбирали артистов для спектакля (сначала был другой состав)?
ОС: Состав менялся, каждый из артистов, которые сейчас играют в этом спектакле, идеально подходит по типажу. То есть, бывает, часто и в жизни люди ведут себя так же, как их персонажи. И на сцене им помогает то, что они разные. Даже цветово спектакль решён так, что красный герой очень агрессивен, вечно всем недоволен. Он заваривает всю эту кашу. Второй персонаж синий. Он намного сдержаннее и пытается унять своего красного друга, но ничего не выходит. Но у него тоже случается выплеск. И Жёлтый. Клоун. Человек, который между ними мечется и пытается их примирить. Естественно все шишки получает он. И актёры у меня прекрасные. Они очень хорошо чувствуют своих персонажей. Каждый раз это происходит по-разному, но каждый раз неожиданно и совершенно искренне.
Кирилл Кяро. Он свою «эстонскую сущность» уже давно пережил. Он безумно интеллигентен. У него есть некая сдержанность в проявлении чувств. И он замечательно это выражает. Это как раз то, что надо. Его персонаж должен быть немного себе на уме. И когда появился Кирилл, появилось новое дыхание в этой пьесе. Он хорошо ведёт, хорошо работает. С Кириллом нам повезло. Он со своей стороны любит эту свою работу, несмотря на безумную занятость, съёмки. И чтобы взять у него интервью, нужно записываться за три месяца вперёд. Но для театра он всегда находит время и с удовольствием играет в спектакле.
Олег Кассин. Это другой персонаж. Человек, который играет красного. В нем появляется некая агрессия, давление, напор. У него прекрасный темперамент и невероятная искренность. Он берет зрителя. Абсолютно разные. Все разные.
И третий персонаж. Жёлтый. Незаслуженно не замечаемый - Лёша Шахбанов. Талантливейший актер, тонкий, умный, камертон спектакля. Когда я смотрю на все это действие, ловлю себя на том, это уже какой-то отдельный организм. Актеры существуют друг с другом в такой сцепке. Спектакль дышит, он живой.
MR: Что вы хотели сказать работой "ИСКУССТВО"?
ОС: Главное в этой пьесе – попытка разобраться, на что мы тратим свою жизнь. Можно ценить и слышать близкого человека и каким-то образом давать ему тепло и поддержку. А можно, зная, что он примет тебя любым, пинать его ногами. Вот собственно об этом ещё замечательный финальный монолог. Когда эта история доходит до определенного пика и все каким-то образом разрешается, вдруг картина превращается в аналогию нашей жизни. А картина совершенно белая. То есть все получается так, как ты нарисуешь сам. Как ты проживешь эту жизнь. С чем ты из неё выйдешь, что ты оставишь после себя.
MR: Расскажите о других работах в театре "Человек"?
ОС: В этом театре как актриса я играю несколько ролей. Например, вчера мы сыграли спектакль "Зима под столом". Там я играю персонажа - девушку очень богатую, у которой все есть, но она безумно одинока и по большому счёту у неё нет друзей. Кроме девчонки, вокруг которой происходит все действие. Какой-то кусочек человеческого тепла чувствуется в этой девочке (ее замечательно играет Милена Цховреба).
Остальное - светские приёмы, бывшие мужья и никакой жизни, холод. В парижскую квартиру приезжает эмигрант. И хозяйка (моя подруга) сдаёт ему место под столом. Единственная возможность для него как-то перекантоваться эту зиму - это снимать этот крошечный кусочек. И что вы думаете? Дальше начинается женская история. Тоже очень знакомая. Потому что мой персонаж безумно ревнует. Я не могу этого пережить. Здесь какая-то жизнь, тут тепло. Рождаются какие-то взаимоотношения, которые раздражают.
И в итоге мой персонаж, Раймонда, уводит этого человека и его брата, который тоже приезжает к ним. То есть я их, получается, покупаю. Мне отчаянно нужно, чтобы в моей жизни тоже были тепло и радость, мне (то есть моему персонажу) нужно, чтобы меня любили и это главный мотив. Она хочет любви как любой обычный человек. А кончается все довольно грустно. Богатство ничего не решает. Наоборот это холодная стена, которая отгораживает от каких-то человеческих чувств.
MR: Какие планы строите на ближайшее будущее?
ОС: Планов много. Скоро мы должны выпустить одну постановку, и если все сложится, это будет интересно. Прежде всего, потому что мне придется сыграть персонажа совершенно другого возраста. Это человек, который уже прожил жизнь. Но по задумке режиссера, к концу пьесы время поворачивается вспять, и моя героиня снова становится молодой. Мне очень интересно сыграть эту роль, и сама история очень хорошая. Приходите на премьеру!