Бертольт Брехт и его Артуро
1 февраля в Государственном театре киноактёра состоялся премьерный показ спектакля "Карьера Артуро Уи, которой могло бы не быть" по пьесе Бертольта Брехта, приуроченный к юбилею писателя, которому исполнилось бы 115 лет со дня рождения.
Пьеса была написана Бертольтом Брехтом в 1941 году, но даже сейчас после восстановления спектакля в 2013 году благодаря авторским концепциям современному зрителю можно видеть черты актуальных жизненных вопросов, которые возникают и в наше время. Основная идея спектакля очень злободневная: действие пьесы происходит в Америке, миром правит кризис, людям из кабаре "Депо" не на что жить, всюду прослеживается конкуренция, все хотят выжить в этом не простом мире.
Они вынуждены расчищать себе дорогу в большой бизнес, вкладывая деньги в пароходство и судовладение. Кто-то занимается гангстерством и делит правление "Цветная капуста" на части лишь бы она не доставалась никому другому как это делает главный герой Артуро Уи. Он пытается добиться карьерных высот в свои сорок лет и выбиться в люди. Ведь миром правит ложь и предательство близких друзей, нигде нет справедливости: выборы происходят не честным путем, когда народ должен выбирать власть, всюду процветает коррупция. А нужна рабочая бесплатная сила, чтобы дело хоть как-то делалось.
Об этом и многом другом пела актриса Ирина Епифанова, которая играла несколько ролей. Это одна из главных находок режиссера, который собрал в одном актере сразу несколько действующих лиц. Герои спектакля по сценарию, уже покинув этот мир, после того как их убивают, чудесным образом возвращаются снова на сцену и продолжают играть дальше роль. Таким образом, Епифанова играла и Инну и близкого друга Эрнесто Ромы и Кларка Дельца, члены правления "Цветная капуста".
Все это смотрелось очень органично с точки зрения режиссерской задумки, и придавала спектаклю определенный контраст. Главный герой Артуро Уи, главарь гангстеров, его сыграл Андрей Москвичев, который хотел прорваться к власти любыми путями, готов был пойти на все даже убийство. В результате, он убивал многих, кто попадался на его пути и мешал его карьерному росту. Например, владелец пароходства, старый никчемный в его понятиях старикашка, которому осталось жить совсем ничего, но ему очень нужно было, это предприятие, так как оно его еще кормит не хотел передавать его никому.
Но если кто-то говорил Артуру Уи, что он ничего не получит, то вход шли пистолеты и проливание крови, девиз «Идти по головам» несомненно подошел бы к главному герою в прямом и переносном смысле. В сценарии спектакля режиссёр основывался больше на таком акценте как игра актеров с залом, со зрителями, то есть общение со сцены, ведь действие происходило в кабаре, поэтому зрители могли чувствовать себя как участники событий разворачивающихся при них, прочувствовать атмосферу того времени, впитать в себя гангстерские напевы: песни на немецком языке, которые великолепно исполняла с глубоким артистизмом актриса Ирина Епифанова. Публика восторженно реагировала на ее игру. Также в сценарий была включена еще одна роль пожилой дамы, которая практически все действия просидела, тихо в уголочке не проронив ни слова, ее задача была реагировать на все происходящие действие жестами, ее место на сцене было за одним из столиков в кабаре, не спеша, попивая кофе или чай, она вживалась в образ жизни кабаре «Депо», то есть являлась не посредственным свидетелем всех перестрелок и вооруженных набегов. Но, в конце концов, во втором действии спектакля, когда конфликт достигнет апогея, она скажет своё слово, что-то произнеся на немецком языке, но такое воодушевленно живое, что можно поверить в то, что добро восторжествует. Весь сам спектакль по сценарию наполнен, философскими фразами, из которых можно вынести ряд злободневных утверждений для современного, думающего зрителя.В своей жизни Бертольт Брехт много посещал различные кафе-кабаре, в которых он был случайным свидетелем различных гангстерских разборок, возможно, поэтому ему пришла идея написания данной пьесы.
Государственный театр киноактёра располагает к себе зрителя атмосферой располагающей к отдыху, перед началом спектакля в зале играет пианист, который своей игрой придает ощущение праздника и заряда хорошего настроения на приближающийся вечер. Всюду чувствовалось приближение какого-то события. Расходившаяся по домам публика после спектакля, оживлённо делилась впечатлениями.
Автор: Анастасия Гаранкина