Шагающие дома

Google+

10 июля 1935 года советское правительство утвердило план «О генеральной реконструкции города Москвы». На смену конструктивизму пришел соцреализм.

Начался динамичный процесс перепланировки города. Согласно плану, была прочерчена красная линия вдоль улицы Горького (ныне Тверская) с целью расширения магистрали. Здания, которые выходили за эту линию, приходилось сносить. Самые ценные и старинные постройки решили передвинуть. «Шагающие дома», «сдвинуть дом» – на первый взгляд эти выражения кажутся оксюмороном. Сложно себе представить, как можно подвинуть дом вместе с жильцами. Но, тем не менее, это возможно, и активно практиковалось как в 30-е годы прошлого столетия, так и намного раньше. Пионером в этой области стал итальянский архитектор Аристотель Фиорованти. В 1455 году он перенес на десять метров колокольню церкви Санта-Мария-Маджоре в городе Болонья, так как она мешала строительству нового административного здания. Технология передвижки состояла в том, чтобы охватить здание в деревянный каркас из брусьев и, используя канаты и блоки, передвинуть колокольню. Процесс был зрелищным и прошел успешно, заложив тем самым практическую основу для перемещения домов.

Во второй половине 30-х годов ХХ века использовали схожий метод для передвижки зданий. Дом крепили рамой из металла по линии среза фундамента. Под эту специальную раму ставили балки и рельсовые пути. С помощью домкрата, дом спускали на каток и везли по рельсам до запланированного места перемещения.

Для реализации «Генерального плана реконструкции Москвы» был учрежден «Трест передвижки и разработки зданий». Первым «шагающим» зданием стал дом № 77 на улице Осипенко (сейчас это Садовническая улица). Здание имело Г-образную форму и, чтобы его передвинуть, главный инженер Эммануил Гендель принял решение распилить дом на две части. Длинную сторону не только отодвинули, но и смогли развернуть на девятнадцать градусов. Начало «великого передвижения домов» было положено!

Одной из самых грандиозных передвижек стало передвижение Саввинского подворья, ныне спрятавшегося за домом № 6 по Тверской улице. Масштабность заключалась во многих факторах: дом весил 23 000 тонны, здание передвинули без выселения жителей и без отключения коммуникаций. Эммануил Гендель принял решение не объявлять дату передвижки, чтобы не создавать панику. Дом начали перемещать ночью, так что никто и не заметил этого до тех пор, пока не проснулись утром. Передвижение произошло достаточно быстро, в отличие от процесса подготовительных работ, которые длились около четырех месяцев.

Идея перемещения домов распространилась также и на некоторые монументы. В ночь с 14 на 15 августа 1950 года памятник великому русскому литератору Александру Пушкину переехал с Тверского бульвара на названную в его честь площадь. Первоначально скульптура была поставлена 6 июня в 1880 году в честь восемьдесят первой годовщины со дня рождения поэта. Спустя семьдесят лет памятник решили передвинуть по причине того, что на новом месте на него будет лучше падать свет. По мнению городских властей, станет лучше, если писатель будет смотреть лицом, а не спиной на главную улицу города.

Сначала процесс передвижения происходил достаточно быстро. Памятник двигали на противоположную сторону улицы. Но передвижка застопорилась, когда одиннадцатиметровая скульптура столкнулась с электропроводами. Их приходилось демонтировать, а это занимало много времени. У инженеров возникла идея двигать памятник с помощью танков, но от помысла пришлось отказаться, чтобы не повредить асфальт. В итоге был сооружен специальный помост, по которому и перемещалась скульптура Александра Пушкина. Памятник занял свое почетное место и стоит там по сей день. Сейчас этот монумент стал символом города, а для некоторых пар он до сих пор является местом свиданий. Сегодня дома и памятники практические не «шагают». В случае необходимости передвижения их скорее предпочтут снести, а потом построить новое здание. Однако процесс передвижения более практичен, нежели постройка нового.

Автор: Арина Якупова

Добавить комментарий