"Маленькие детки - маленькие бедки"

Google+

В последние несколько лет в новостях с небывалой частотой стали появляться сообщения об актах насилия в образовательных учреждениях. Такая грустная тенденция наблюдается не только в России, но и других странах мира, где подростки приходят в школу с огнестрельным, пневматическим или холодным оружием и нападают на своих одноклассников и учителей. Только в России, согласно подсчетам Интерфакс, за последние два года зафиксировано больше двадцати подобных инцидентов, из которых почти половина с летальным исходом. Что заставляет четырнадцатилетних подростков по всему миру проявлять крайнюю жестокость, кто в этом виноват, и какие меры по предотвращению подобного в будущем должны быть применены немедленно - острые вопросы, на которые так и не найдены ответы. А ответы, которые предлагаются от власть держащих, откровенно приводят в недоумение. Так, секретарь Совета Безопасности РФ Николай Патрушев, во вторник 19 февраля затронул вопрос насилия в школах и, что, честно говоря, вполне ожидаемо для человека его поколения, обвинил во всем злой и совращающий интернет.

"Деструктивно влияет на сознание и повеление школьников и студентов распространение в сети "Интернет" идей национализма, сепаратизма, неонацизма, криминальной субкультуры, культ насилия, личного обогащения", - заявил Патрушев.

"Подобная навязанная молодежи информация провоцирует агрессивное поведение, включая крайние его проявления, такие как нападения учащихся на сверстников, преподавателей", - добавил он.

Довольно легкое, удобное и не возлагающее никакой ответственности на государство и созданную им систему образования объяснение, не правда ли? Но руководитель Центра экстренной психологической помощи Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ), Олеся Вихристюк имеет другое мнение о сложившейся ситуации.

"Надо отметить, что все случаи отличаются друг от друга. За внешне схожими ситуациями скрываются разные причины. Конечно, в каждом случае разбираются специалисты.

Как правило, такое поведение связано с психическим или психологическим неблагополучием ребенка или с переживанием психологического и физического насилия, причем это насилие может происходить в семье и не восприниматься родителями как таковое. Нередко ребенок подвергается травле, буллингу со стороны сверстников в школе. Еще одна причина – влияние на ребенка депрессивно-аутоагрессивного контента из соцсетей.

Сейчас Минобрнауки и другие ведомства делают многое для того, чтобы усилить систему профилактики насилия, агрессии, аутоагрессивного, суицидального поведения, отрегулировать нормативно-правовую базу, укрепить психологические службы в школах. Формируются специальные программы и методические рекомендации. Делается все возможное."

Так, одним из самых громких случаев за последние полгода можно назвать дело "Керченского стрелка" - Владислава Рослякова. Студент установил и детонировал в здании своего колледжа взрывное устройство, затем из ружья открыл огонь по студентам и преподавателям, а после покончил с собой. В результате этой атаки 19 человек погибло, и свыше 60 получили различной тяжести травмы.

Знакомые и бывшие одноклассники Владислава говорят, что еще в школьные годы он проявлял агрессию - бил девочек, приносил гранату времен ВОВ в школу, прогуливал уроки. Последнее, правда, вряд ли можно отнести к признакам того, что в будущем этот мальчик совершит подобное нападение, но факт остается фактом - Владислав проявлял недетскую жестокость к своим сверстникам еще сам будучи ребенком. И что самое удивительное, окружающие были в курсе происходящего - и учителя, и ученики. Сейчас уже сложно судить и гадать "если бы да кабы", но возможно, что вовремя оказанная психологическая помощь помогла бы предотвратить данную трагедию.

По бумажке, на данный момент почти в каждом учебном учреждении в штате есть квалифицированный психолог - но по факту работа с детьми практически не ведется. Из своего опыта - а я окончила школу всего пять лет назад - могу отметить, что психолог в нашем образовательном учреждении занимался только тем, что давал одни и те же тестовые задания из года в год, как говорится "для отчетности". И даже если ученики школы, жертвы буллинга, искали психологической помощи у местного специалиста, в ответ следовало "не обращай внимания, и им самим вскоре надоест", или старое-доброе "это же мальчики". Этим самым "это же мальчики" многие годы оправдывалось насилие детей в отношении друг друга, и из драк и небольших конфликтов всё это переросло в случаи нападения с летальными исходами.

С тех пор, конечно же, многое изменилось - в то время случаи школьного насилия еще не были так распространены в России, и сейчас активно разрабатываются методики работы с детьми еще с дошкольного возраста. Однако эксперты говорят, что не стоит ждать, что проблема решится по волшебству - подобная ситуация относительно новая для России, но в США, например, случаи нападения в школах происходят уже на протяжении последних двадцати лет, и как бы ни бились американские специалисты над решением этой проблемы, перманентного решения проблемы пока нет. В США в таких случаях чаще всего фигурирует словосочетание "gun violence" - насилие с применением огнестрельного оружия, именно его считают одним из главных корней зла в сложившейся ситуации. Дело в том, что в Америке действуют довольно гибкие правила в отношении получения и хранения огнестрельного оружия, и именно оно постоянно фигурирует в случаях нападения на школы. Сейчас многие американцы ратуют за ужесточение данных правил, однако президент США, Дональд Трамп, на встрече с учениками школы Парклэнда, где произошло нападение с участием огнестрельного оружия, предложил вооружить учителей школ.

Тот факт, что такие случаи происходят все чаще и чаще в мировой практике, налицо говорят о том, насколько большая проблема стоит перед нашим обществом. Универсального решения данной проблемы нет, но, наверное, одна простая истина могла бы сделать этот мир чуть-чуть лучше - быть немного добрее и внимательнее к окружающим, и пытаться научить тому же младшее поколение. Немного побольше добра этому миру точно не помешает.

Автор: Ксения Сидоренко

Добавить комментарий