РУССКИЕ НА БЕРЕГАХ БОСФОРА

Google+
Наталия Покровская

Византийский Константинополь – обитель русской православной веры. С древнейших времен этот город притягивал к себе наших моряков, купцов, ученых и путешественников. Когда на берега Босфора пришла Османская империя, Константинополь стал столицей не менее великого государства. Но нашим соотечественникам никогда не мешали религиозные или языковые барьеры. Дипломаты, ученые, военные, художники неоднократно посещали турецкую столицу. Возвращаясь, они с восторгом писали о своих путешествиях, рассказывали о турецкой культуре и восточном гостеприимстве.

Русские художники особенно любили Стамбул-Константинополь. И эта любовь была взаимной.

Иван Айвазовский бывал в турецкой столице несколько раз. Впечатленный красотой города, он написал около 200 полотен. Многие картины были написаны по заказу султанов и важных турецких чиновников. И сегодня некоторые из них хранятся в турецких музеях и частных коллекциях. Десять полотен Айвазовского находятся в резиденции Президента Турции. Рассматривая фотографии с официальных встреч и выступлений Реджепа Эрдогана, можно заметить, что в кадре постоянно присутствуют несколько картин Айвазовского. Это весьма интересный факт, означающий, что полотна великого русского художника занимают важное место в турецкой культуре.

В 1835 г. Стамбул посетил и Карл Брюллов. Это путешествие вдохновило художника на написание серии полотен о жизни города: узкие солнечные улочки, громкие базары, веселые праздники, суетливые порты. Брюллова интересовала повседневная жизнь простых людей, и Константинополь стал для него ценным источником вдохновения. Вернувшись в Россию, художник продолжил писать картины на восточную тему.

Революционные события 1917 года заставили многих представителей русской интеллигенции иммигрировать. Корабли с белыми офицерами и низложенной знатью отправлялись от российских берегов переполненными. Часть пассажиров высаживалась в Турции. Местный ученый Тюлай Алим Баран писал, что русских, прибывших в Стамбул, «было так много, что сосчитать не представлялось возможным». Современные историки называют цифры: от 150 до 200 тысяч человек. Русские эмигранты находились в Стамбуле около 7 лет. За это время им удалось оставить значительный след в местной культуре.

Новую жизнь некогда богатейших представителей русского истеблишмента сложно назвать простой, ведь Родину они покидали без своего имущества. Эмигрантам приходилось обеспечивать личное существование любыми путями: они плели корзины, работали малярами, продавцами. Многие женщины стали гувернантками. Постепенно жизнь налаживалась. В то время на берегах Босфора открывается множество кафе, баров, игорных домов. Некоторые принимаются гнать самогон из местных продуктов и угощают им всех желающих. Открытые эмигрантами кондитерские, работающие 24 часа, пользовались большой популярностью, а русские сладости пришлись по вкусу и мусульманам. Благодаря выходцам из России, в Турции очень быстро появляется мода на пляжный отдых. Местные девушки отказываются от вуалей, закрывающих лицо, и коротко стригут волосы.

Дворянки, вышедшие замуж за богатых чиновников, начинают устраивать балы и маскарады, приглашать местную знать на чайные вечера. Русские дамы стали законодательницами моды. Лидия Красса-Арзуманова, которую в Турции называли Лейлой Арзуман, открыла первую балетную школу. Композитор Иван Корвинский создал струнный оркестр, который впоследствии выступал перед Мустафой Ататюрком и высшими чиновниками Османской империи.

Все эти изменения не радовали консервативное турецкое общество. Оно считало, что русские учат местную молодежь жить в грехе. Исследователь Фикрет Адиль писал, что «русские белогвардейцы привили турецкому Стамбулу первую отраву цивилизации». Чиновникам начинают поступать жалобы, в газетах публикуются статьи с требованием выслать русских эмигрантов и не развращать страну. Разделившись на два лагеря, турецкое общество ненавидело русских и восторгалось ими одновременно.

В начале 20-х годов прошлого века каждый пятый житель Стамбула был русским, но к 1927 году число эмигрантов резко сократилось. Многие уехали в европейские города, на Балканы, в Америку. Прижились лишь те, кто смог найти друзей, создать смешанные семьи. Постепенно и хаос, инициированный русскими, сошел на нет. Но след, оставленный на берегах Босфора нашими соотечественниками, остался там навсегда.

Непростые, порой противоречивые отношения Турции и России, привели к подписанию в 1921 году бессрочного межправительственного договора о дружбе и братстве. Основные положения этого документа актуальны и в наше время.

Интерес к турецкой культуре в России с каждым годом возрастает. Большой популярностью пользуются рестораны, имеющие в меню турецкие блюда. Однако немногие, даже в Москве, предлагают настоящую турецкую кухню, которая может порадовать гостей неповторимым вкусом в аутентичных османских интерьерах. Одним из заведений, которое обязательно стоит посетить москвичам и гостям столицы, является ресторан «212-lounge» (Ул. Академика Пилюгина, д.4). Концепция уникального заведения позволяет посетителям проникнуться атмосферой старинного Стамбула, впитавшего в себя за много веков особенности культур разных народов, в том числе и русского.