Художник Марта Тиш написала портрет Чайковского… в танце
Талантливому художнику Марте Тиш потребовалось всего 8 минут, чтобы создать портрет великого композитора Петра Ильича Чайковского. Художнику остается сделать последние штрихи, чтобы завершить свою работу, а зрительный зал «Космоса» уже аплодирует и кричит браво!
Взмах руки с кистью, изящный изгиб ноги, прыжок, разлетающаяся в разные стороны юбка-пачка и первые мазки краски на большом черном холсте под музыку Чайковского – так в танце художник Марта Тиш начала свой необычный перформанс. На сцене концертного зала «Космос» единственный из художников в мировой практике, кто создает живописные полотна, сочетая танец и процесс работы с краской на холсте, приступила к созданию портрета великого русского композитора Петра Чайковского. Быстрые крошечные шажки на носочках, затем снова прыжок, брызги краски и новые точечные мазки – на холсте появляются очертания будущего портрета. Марта работает настолько быстро, насколько это возможно, эффектно сочетая процесс рисования с изящным танцем.
До последнего момента зритель не может понять, что хочет изобразить экстравагантный художник на своем полотне. Правда, до того момента, когда Марта не решает развернуть свое полотно на 180 градусов. Зрители в восхищении узнают портрет Петра Ильича Чайковского. Художнику остается сделать последние штрихи, чтобы завершить свою работу, а зрительный зал «Космоса» уже аплодирует и кричит «браво»!
Перформанс Марты Тиш стал самым зрелищным номером в рамках торжественного благотворительного вечера, посвящённому 175-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского. Все собранные средства от продажи портрета Чайковского будут направлены в поддержку детских музыкальных учреждений – в частности, на приобретение музыкальных инструментов для детских домов, покупку предметов и вещей, необходимых для творчества и образования, воспитанников музыкальных школ.
Марта Тиш работает в стилистике speed paint («быстрое рисование»), которой на профессиональном уровне владеют лишь несколько человек в мире. Среди них такие художники как француз Жан-Пьер Бланшар, австриец Дэнни Ден и Рок Демарко из Лас-Вегаса. Создание картины в этом современном виде живописи ограничивается небольшим промежутком времени. У Марты Тиш на создание портрета «Петр Ильич» ушло всего 8 минут. От своих знаменитых коллег Марта отличается тем, что сочетает живопись с хореографией. Она единственный человек в мире, у которого это получается так изящно.
В своем перформансе Марта сочетает классическую хореографию с элементами клубного танца и афроджаза. Такая коллаборация, по мнению художника, помогает размыть границу между искусством прошлого и настоящего.
– Восемь минут – это хороший результат, поскольку я планировала уложиться в 8:20, – призналась Марта после своего уникального и зрелищного перформанса.
Портрет Чайковского, который Марта назвала «Петр Ильич», получился многоцветным, в холодных тонах. И холодные тона выбраны здесь не случайно.
– Я воспринимаю классическую музыку как атмосферу, как утренний прохладный воздух, – объясняет Тиш. – Когда мне было два года, я мечтала играть на скрипке, но позднее увлеклась живописью. Сейчас я пишу картины, но музыка для меня как вечный двигатель, как жизнь в самом первородном ее проявлении. А творчества Петра Ильича – оно вечнл. Его музыка – это классика, которая останется с нами навсегда. Создавая портрет Чайковского, мне хотелось изобразить именно вечность – прозрачно-синего цвета с вкраплениями капель фукси.
Все это – и безумную любовь к музыке, и жизнь без временных ограничений, и холодную палитру как символ вечности – Марта Тиш увязывает воедино в портрете Чайковского.
Количество портретов, написанных российским художником на сегодняшний день, уже не может сосчитать даже сама Марта Тиш. Поэтому трудно сказать, какой по счету получилась нынешняя работа. Но все предыдущие портретные работы Тиш писала в среднем за девять минут.
Портрет Чайковского написан Мартой быстрее ее предшественников на 45 секунд, что для данного жанра – большой шаг.
Для самой Марты это очередная победа – это первый перфоманс за последние шесть месяцев, который Тиш отработала в «полную ногу», успешно восстановившись после тяжелой травмы колена.
– Для меня это действительно важное событие по многим причинам – восстановление, установление нового временного рекорда и, наконец, самое волнительное – это создание портрета великого русского композитора. К тому же это благотворительный концерт, направленный на поддержку детских музыкальных школ. Это прекрасно! – говорит Тиш.
Фотограф: Наталья Габбасова, Наталья Мущинкина