Пути немецкого искусства
Выставка «Пути немецкого искусства с 1949 года по сегодняшний день» - уникальный проект, собравший в себе около 400 лучших современных немецких работ живописи, фотографии, графики, скульптуры, видео и инсталляции. На протяжении долгого времени кураторы выставки Маттиас Флюгге и Маттиас Винцен совместно с Институтом связей с зарубежными странами (IFA) отбирали самые интересные произведения искусства, созданные немецкими художниками за последние 60 лет.
Согласно концепции, экспозиция изначально предполагалась передвижной. И первой «эстафету» среди зарубежных городов приняла Москва, где выставка расположилась на двух этажах музея современного искусства. До самого сентября москвичи могут любоваться лучшими работами около ста немецких художников.
«По замыслу кураторов, проект стал своеобразным экскурсом в прошлое, взглядом на интеллектуальную и художественную жизнь ФРГ и ГДР. Взяв за основу впечатляющую коллекцию современного искусства ifa, кураторы выставки смогли дать обзор ключевых моментов художественной жизни послевоенной Германии: участия в европейском арт-движении 50-х – 60-х годов Fluxus, Дюссельдорфской школы фотографии, движения «Новые дикие» конца 70-х годов, фигуративного искусства 80-х, протестного искусства конца 90-х и начала 2000-х.», - говорится на сайте Московского музея современного искусства.
Один из кураторов выставки, искусствовед Маттиас Винцен, бывший директор Государственного Кунстхалле г. Баден-Баден, с радостью ответил на наши вопросы.
- Как родилась идея создания этой выставки?
- Еще с 1949 года Институт связей с зарубежными странами (IFA), занимаясь продвижением искусства ФРГ во всем мире, собирал коллекцию работ художников из Западной Германии. После воссоединения Восточной и Западной Германии к Институту перешли также фонды произведений Центра художественных выставок ГДР. Несколько лет назад у нас с Маттиасом Флюгге зародилась идея объединить работы художников ФРГ и ГДР на одной выставке, чтобы показать людям, что невзирая на воины и политические сложности искусство развивается и развивается независимо от политики и прочих тягот. Институт связей с зарубежными странами пошел нам на встречу и предоставил в распоряжение свою огромную коллекцию, насчитывающую более 20 тысяч наименований различных предметов, из которой мы отобрали самое интересное. Многие работы будут представлены впервые.
- Но если политика не при чем, то почему идея создания экспозиции пришла только спустя более 20 лет после падения Берлинской стены?
- В том-то вся и проблема, что даже в двадцать первом веке многие не поддерживают нашу с Маттиасом Флюгге идею о независимости искусства от политики. У многих людей до сих пор существуют такие предубеждения. Находясь в фондах IFA и отбирая работы для выставки, мы обратили внимание, что несмотря на Берлинскую стену искусство художников из Западной и Восточной Германии развивалось параллельно. И теперь наша задача показать миру, что искусство может существовать вне политики.
- Выставка называется «Пути немецкого искусства с 1949 года и по сегодняшний день». То есть для посетителей она выстроена в хронологическом порядке?
- Да, все верно. Приходя на выставку, вы окажетесь сначала в меланхоличных послевоенных 1950-ых, затем увидите отказ от изображения и движение Fluxus 1950-1960 годов, начало движения перформанса и феминистическое искусство, отметите возврат к изображению после восьмидесятых годов. Стоит заметить, что фотографии, живопись, скульптуры, инсталляции будут перемешиваться между собой. Ведь у нас нет идеи разделить эти виды искусства, основная цель как раз показать историческое развитие всех этих видов за 60 лет.
- Как восприняли экспозицию в Германии, где в октябре 2013 состоялась премьера?
-Вы знаете, сложно ответить на этот вопрос… Я бы сказал, обыденно. Хотя, было достаточно много посетителей. Все-таки, главной целью является показать эту коллекцию жителям других стран, потому что они будут смотреть на нее несколько с иной стороны.
- Россия – первая страна в списке долгого пути этой передвижной коллекции. Почему выбор пал именно на нашу страну?
- Вы знаете, я много лет занимаюсь искусством. И много раз я замечал особый интерес к немецкому искусству со стороны России. Так случилось и с этой экспозицией. Многие люди проявляли к ней интерес и проявляют до сих пор, поэтому нами и было принято решение посетить сначала именно эту страну. Причем, после Москвы выставка поедет еще в Красноярск.
- Так какой же он: путь немецкого искусства?
- Есть много путей и много направлений, куда может двигаться немецкой искусство и мировое искусство в целом. На мой взгляд, оно движется к плюрализму, к свободе от внешних обстоятельств.
Автор: Юлия Турчина