Ученье — свет, а не ученье — чуть свет и на работу

21.03.2025
Дата публикации
474
Просмотров

Егор Иванков, руководитель Экспертного Совета по креативной экономике, Президент ГК "Салюс"Егор Иванков, руководитель Экспертного Совета по креативной экономике, Президент ГК "Салюс"

Дискурс на тему образования, воспитания и просвещения не умолкает и останется в общественной и государственной повестке еще долго, если не бесконечно.

Тема действительно сложная и борьба образовательных моделей позволяет с разных сторон посмотреть на эти процессы. По сути модели прошлого, настоящего будущего – это социально-экономические эксперименты, где не всегда очевиден инициатор и подопытный.

Инициатор не всегда является источником, а зачастую адептом чужих теорий или гипотез, для проверки которых необходимо время и как правило десятилетия. Отложенный результат для некоторых становится источником быстрого одномоментного обогащения и данную категорию вообще не интересует качество, главное быстро «впарить» продукт! И разделение на источник и инициатор очень удобно, так-как источник скрыт и у него стратегически другие задачи, зачастую не эволюционные. Хотя бывают случаи умышленных диверсий и фактически, мы это наблюдали своими глазами.

Подопытные в общей массе не понимают последствий таких экспериментов, а правильно упакованный продукт для массы воспринимается хорошо, как говорится «заходит». А что в итоге по факту «выходит» мы видим спустя десятилетия, а искать виноватых уже бесполезно и не целесообразно, если остальные в моменте поддакивали! Безусловно есть категории, выбивающиеся из общей массы и смотря на продукт критически находят в нём заложенные ошибки. А по факту их настолько мало, что в итоге они не в состоянии повлиять на процесс в моменте, а часть из них в итоге становятся заложниками обстоятельств и отказываются от своей позиции. 

История продемонстрировала эволюцию накопленных знаний и деградацию моделей по их декомпозиции и передаче конечному субъекту. Связанность процессов накопления и передачи очевидна, также как манипулирование данными процессами со стороны инициаторов и подопытных.

В итоге мы видим, что образование превращается в поле для экспериментов, где краткосрочная выгода часто побеждает долгосрочные интересы общества. При этом система становится всё более замкнутой и сложно поддающейся коррекции, а ответственность за неудачи распределяется настолько широко, что фактически никто не несёт реальной ответственности за последствия принятых решений.

Это тревожный сигнал о необходимости более осознанного подхода к реформированию образовательной системы и возврата к принципу “ученье — свет”, а не погони за сиюминутной выгодой. Переходя к выводам мы должны переходить на долгосрочные модели стратегического планирования в системе образования, воспитания и просвещения.

Добавить комментарий