Ученье — свет, а не ученье — чуть свет и на работу

Егор Иванков, руководитель Экспертного Совета по креативной экономике, Президент ГК "Салюс"
Дискурс на тему образования, воспитания и просвещения не умолкает и останется в общественной и государственной повестке еще долго, если не бесконечно.
Тема действительно сложная и борьба образовательных моделей позволяет с разных сторон посмотреть на эти процессы. По сути модели прошлого, настоящего будущего – это социально-экономические эксперименты, где не всегда очевиден инициатор и подопытный.
Инициатор не всегда является источником, а зачастую адептом чужих теорий или гипотез, для проверки которых необходимо время и как правило десятилетия. Отложенный результат для некоторых становится источником быстрого одномоментного обогащения и данную категорию вообще не интересует качество, главное быстро «впарить» продукт! И разделение на источник и инициатор очень удобно, так-как источник скрыт и у него стратегически другие задачи, зачастую не эволюционные. Хотя бывают случаи умышленных диверсий и фактически, мы это наблюдали своими глазами.
Подопытные в общей массе не понимают последствий таких экспериментов, а правильно упакованный продукт для массы воспринимается хорошо, как говорится «заходит». А что в итоге по факту «выходит» мы видим спустя десятилетия, а искать виноватых уже бесполезно и не целесообразно, если остальные в моменте поддакивали! Безусловно есть категории, выбивающиеся из общей массы и смотря на продукт критически находят в нём заложенные ошибки. А по факту их настолько мало, что в итоге они не в состоянии повлиять на процесс в моменте, а часть из них в итоге становятся заложниками обстоятельств и отказываются от своей позиции.
История продемонстрировала эволюцию накопленных знаний и деградацию моделей по их декомпозиции и передаче конечному субъекту. Связанность процессов накопления и передачи очевидна, также как манипулирование данными процессами со стороны инициаторов и подопытных.
В итоге мы видим, что образование превращается в поле для экспериментов, где краткосрочная выгода часто побеждает долгосрочные интересы общества. При этом система становится всё более замкнутой и сложно поддающейся коррекции, а ответственность за неудачи распределяется настолько широко, что фактически никто не несёт реальной ответственности за последствия принятых решений.
Это тревожный сигнал о необходимости более осознанного подхода к реформированию образовательной системы и возврата к принципу “ученье — свет”, а не погони за сиюминутной выгодой. Переходя к выводам мы должны переходить на долгосрочные модели стратегического планирования в системе образования, воспитания и просвещения.