Instagram-аккаунт на стенах музея

26.03.2013
Дата публикации
4246
Просмотров

Московский Мультимедиа Арт Музей проводит биеннале «Мода и стиль в фотографии 2013». Одной из музейных композиций стал проект «Instagram», автором которого является профессиональная медиа-художница Юлия Лебедева.  «Instagram» - это приложение, позволяющее пользователям обрабатывать фотографии и распространять их в различных социальных сетях.

Что такое профессиональная фотография с появлением «Instagram», который стал доступен каждому обладателю смартфона с доступом в интернет? Имеет ли он вообще право на существование в довольно жестко-регламентированном иерархическом музейном пространстве? Тянут ли фотографии, сделанные в «Instagram», на самостоятельный предмет искусства? На эту тему побеседовала с нами главный куратор  музея Екатерина Иноземцева.

Почему проект называется также, как и приложение для создания фотографии " Instagram"? Как-нибудь еще планировалось назвать проект изначально?

Это было самое очевидное название, которое привлекает зрителя. Сама выставка представляет собой снимки из Instagram-аккаунта Юлии, который она создала по принципу своеобразного фотодневника. Потому что огромное количество людей отреагируют на часть своей жизни. Для очень многих посетителей Юлии Лебедевой, «Instagram» - это интересное отражение каждодневной реальности.

Как появилась идея создать эту выставку?

Юлия ведет свой  Instagram и это часть ее повседневной жизни. Вообще она профессиональный фотограф, стажировалась в студии Энни Лейбовиц. Она очень хорошо понимает, что такое фотография, как устроен фотокадр, у нее уже были выставки и вполне самостоятельные. Для нас эта выставка стала очередным  приближением к ней в немного другом качестве и свойстве. Я уверенна, что Юлия Лебедева будет очень успешна как профессиональный фотограф.

Я прочитала, что в фотографиях Юлия отразила "Модель идеальной жизни". О каких еще "изюминках" выставки "Instagram" Вы можете рассказать?

Выставка построена следующим образом: в ней имитируется вертикальная структура картины. При этом представлено несколько изображений в раме. Контекст музея таков – все то, что появляется в раме, как бы автоматически становится искусством. Мы проверяем себя относительно того, готовы ли зрители воспринимать фотографию, сделанную в «Instagram», как искусство, как вполне самостоятельную фотографическую работу.

Было сказано, что выставка представляет собой дневник. Этот визуальный дневник работает по таким же принципам, как и дневник писанный. Человек конструирует некоторый образ своего дневника, предполагая, что его прочитают. А в нашем случае, он рассчитывает, что этот дневник посмотрят и поставят на него «like». Вот этот комплекс проблем, довольно серьезный, мы попытались в этой локальной выставке обозначить.

Как Юлия отбирала фотографии для выставки?

Она выбирала самые визуально эффектные работы. То есть такие фотографии, которые кажутся удачными не только в ленте на телефоне, а могут работать и на стенке музея. Вообщем, самые композиционно удачные фотографии, которые насыщенны живой энергией. Из всего количества работ нам понравился именно Instagram Юлии, потому она представила в нем безумно энергетическую историю жизни, которая полна событиями, сменой мест, разными людьми.

Чем по-Вашему отличается российская фотография от западной? Например, американской?

В принципе сейчас все движется приблизительно по одним и тем же траекториям. Потому что мы живем в одном медийном пространстве. Происходят приблизительно одинаковые процессы: уход от больших форматов, распространение более живой репортажной стилистики. Другое дело, что американская фотография – это совершенно иная внутренняя инфраструктура существования фотографии.

Каким можно увидеть будущее фотографии в сети?

Уже сейчас мы задаемся вопросом о том, каковы критерии профессиональной и непрофессиональной фотографии. С появлением социальных сетей и их быстрым распространением эти критерии меняются и сильно влияют на само искусство. Высокого элитарного искусства не существует уже довольно давно. Огромное количество художников сталкиваются с этой проблемой. Вообще жесткого противопоставления «высокого» и «низкого», уже давно не существует. Тут можно говорить скорее уже о новом медиуме.     

Теоретик медиа Маршал Маклюэн в работе «Понимание медиа» разложил всю историю человеческой цивилизации по принципу появления того или иного медиума. То есть телеграф – это медиум, печатный станок Гуттенберга – это медиум. Появление каждого нового медиума повлекло за собой весьма масштабные изменения. Появление велосипеда, например, поспособствовало освобождению женщины, она получила такое же свободное передвижение, как и мужчина. Не говоря уже о том, какую роль сыграл телеграф, печатный станок и тем более интернет.

Человек уже получает информацию практически из воздуха. А интернет постоянно развивается. И до чего доведет «Instagram», нам пока не сильно понятно. Но в любом случае это грандиозный интерактивный инструмент, который продолжает работать. Теоретики уже давно наблюдают, что культура становится все больше визуальной, а сознание человека меняется, потому что зависит от этой визуальной информации. Все социальные сети, наполненные большими текстовыми материалами, постепенно теряют свою силу. Тем временем «Instagram» становится еще популярнее.

Автор: Мария Камаренцева

Добавить комментарий