«Бархатное подполье» - коктейль из дендизма, декаданса и эстетизма
Дверь в особый мир эстетизма и декаданса была приоткрыта воскресным вечером в клубе «Live», где прошел Декадентский салон «Бархатное подполье». Это вовсе не разовая акция, а регулярный фестиваль с семилетней историей и неповторимой атмосферой, созданной на стыке эстетизма, дендизма и декаданса. И, признаться честно, эта атмосфера чувствуется сразу, едва переступаешь порог.
Люди в экзотической одежде говорят о странных вещах, да и ведут себя не совсем обычно... Все присутствующие будто бы пришли из разных временных и культурных слоев для того, чтобы провести время вместе, а затем опять разойтись по своим мирам: готическим замкам, салонам Серебряного века, парижским кабаре и фантазиям Сальвадора Дали… Однако эта эклектичная, на первый взгляд, картина, создает, тем ни менее, целостный образ крайне богемного, эстетичного и элитарного мероприятия.
Достаточно сложно постоянно сохранять такой шаткий баланс между всеми этими стилями. Как же удается «Бархатному подполью» столь долгое время удерживаться в заданных рамках? С этим вопросом я обратился к продюсеру фестиваля, лидеру группы «Бостонское чаепитие» Владимиру Преображенскому. Тот, сперва, отшутился: «Благодаря таланту продюсера», но затем приоткрыл завесу тайны:
В.П.: «Бархатное подполье» - это живая субкультура XXI века, возникшая в Москве в середине «нулевых». Она живет здесь и сейчас, возникают новые яркие артисты, мы постоянно экспериментируем, пробуем новые жанры. Скажем, наконец-то в нашем салоне мы можем наблюдать китайскую каллиграфию. У меня как автора «Бархатного подполья» есть внутреннее понимание того, из каких красок, запахов и звуков должна складываться эта удивительная атмосфера. И в то же время я интуитивно чувствую: вот здесь уже перебор, это не вписывается, и так далее. И поэтому в одном пространстве уживаются и винтажные платья, и грим в стиле глэм-рока (ведь «глэм», не случайно, от слова «гламур»), и, скажем, сюрреалистический бурлеск-номер, совершенно неожиданно обыгрывающий тема человеческого грехопадения. Не важно, с Запада или Востока пришли к нам образы, важно, что они выражают эстетическую хрупкость, некую капризную утонченность и изысканность. Подобное искусство – как экзотические цветы, за ними нужно определенным образом ухаживать, чтобы они благоухали нездешними ароматами и радовали глаз неслыханной красотой….
Тем временем к Владимиру то и дело подходят его знакомые. Видно, что многие здесь видят друг друга не впервые, «круг посвященных» достаточно узок. Поэтому я задаю свой второй вопрос именно об этом:
MR: «Бархатное подполье» сразу дает понять, что рассчитано на элитарную публику. Не возникало ли у вас соблазна несколько расширить аудиторию?
В.П.: Соблазн, разумеется, всегда есть. Даже то, что происходит сейчас —это уже определенная демократизация, расширение нашей аудитории. Теперь – о чудо! – сюда может попасть человек, просто купив билет. А долгое время все проходило «в замкнутом пространстве», никто об этом не знал. Лет пять назад это было некое эстетическое тайное общество, абсолютно закрытое от посторонних взглядов и случайных людей, что-то в духе масонской ложи. Но, разумеется, мы и теперь не все показываем широкой публике!
Конечно, когда собирается не двадцать человек, а около сотни, пропадает камерность.
Но в этот раз я решил разыграть оба формата: салон и фестиваль. Как видите, в двух залах, проходят параллельные программы, позволяющие гостям побывать сразу и в Декадентском салоне Владимира Преображенского и на фестивале «Бархатное подполье». … Да, эта культура нишевая — мы не стремимся, грубо говоря, собирать стадионы, - но эта культура оказывается сегодня невероятно интересной и востребованной. Об этом говорит хотя бы тот факт, что движение перекинулось на другие города и регионы. Возникли и продолжатели, и подражатели. Мне пишут со всей страны. Люди приезжают на «Бархатное подполье», вдохновляются, а потом делают что-то похожее у себя в городе.
MR: Что скрывается за словами «Куртуазный декаданс»? Вам так интересна культура упадка?
В.П.: Нет, не упадка, нового возрождения, которое происходит в момент крушения старых идеалов и отчаянного, честного поиска новых. Именно на таком «изломе» создавали удивительные по красоте произведения искусства Бодлер, Уайльд, Бердслей, который, кстати, весьма вдохновлялся восточной каллиграфией, что чувствуется по его работам. Поэтому для нас декаданс – это прежде всего поиск Прекрасного, отчаянный, бескомпромиссный, не взирающий на этические и возрастные различия, общепринятые в обществе стереотипы поведения и нормы.
MR: Фестиваль проходит уже несколько лет. Можно ли уже подвести какой-то промежуточный итог?
В.П.: В позапрошлом году прошел юбилейный, пятый, фестиваль. И я думал, что на этом надо как-то уже и закончить. Потому что, как говорил Конфуций: «Все со временем портится». Но к «Бархатному подполью» у людей есть интерес. Меня спрашивали: «А когда следующий фестиваль?», «А как там принять участие?». Да и у самого у меня есть интерес: мне это нравится, мне хочется это делать.
MR: Кстати, как культура «бархатных» соотносится со стилем вашей жизни? Можно ли назвать это стилем всей вашей жизни?
В.П.: Нет. Моя жизнь поделена на определенные сегменты. Я вполне социализированный человек, могу быть разным в зависимости от ситуации. Постоянно не хожу по улицам в цилиндре и с тросточкой. (Улыбается) Но, так или иначе, стремление к эстетизму присутствует во всей моей жизни. Не случайно я работаю в Ювелирном доме «Эстет» и являюсь обозревателем журнала «Эстет». Все это как-то пересекается и замыкается.
На этом мне оставалось только поблагодарить Владимира Преображенского за приятную беседу, тем более что он уже успел пообщаться с моими коллегами из Melon Rich TV, и отправиться рассматривать сам фестиваль и салон, благо посмотреть было на что.
В зале салона играла расслабляющая музыка, а за столиками на мягкий диванах сидели люди. Уроки каллиграфии, создание индивидуального парфюма, боди-арт, ретро-макияж, чайная церемония, гадание на картах и предсказывание будущего — и во всем этом мог принять участие любой желающий, а интимный полумрак совместно с запахами эфирных масел и экзотических благовоний создавал неповторимую атмосферу.
Во втором зале проходил концерт, там было людно и довольно шумно. На сцене читали стихи поэты, ставились сценки, играли музыканты и даже прошел свой показ мод.
В тот вечер выступали: звезда «Кабаре Безумного Пьеро» Дарья Ловать, экс-вокалист культовой группы «Оберманекен» Евгений Калачев со своим новым коллективом JFF, актриса и режиссер Магдалена Курапина, исполнившая пронзительный перформанс на песню «Лола», посвященную ей же, харизматичные певицы Мария Смолина и Dee, замечательный и артистичный проект Vert-In-Sky, переосмысливший творчество великого эстета и денди А.Н.Вертинского, актриса бурлеска Хелен Даймонд, танцовщица Кристабель Отэм, поэты Нестор Пилявский и Сергей Зхус и другие. Выступление законодателей стиля – группы «Бостонское чаепитие» - было обыграно особо: в него органично вплелись чарующий показ дизайнерского дуэта Алисы Максимовой и Андрея Канунова, удивившего своими изысканными образами в стилистике готики и барокко, и бурлеск-шоу Алисы Шпиллер.
Декадентский салон, в числе прочих, посетили, депутат Андрей Ковалев, скандальный рокер Сергей Троицкий (Паук), российская королева бурлеска Ляля Бежецкая.
Все это было так необычно, ново и совершенно не похоже на что-либо другое, что мне стал понятен неослабевающий интерес публики к «Бархатному подполью». Тем более, что каждый новый фестиваль отличается от предыдущего, привносит что-то новое, безусловно, интересное. Будем ждать продолжения!
Автор: Дмитрий Журин
Фотограф: Юсуп Утегенов, Мария Смолина, Ярослава Бернадская, Kirchos Skv, Анатолий Яковлев, Мария Путинцева