SHIYAN
Илья Шиян – выдающийся российский модельер, владелец крупного модного бренда SHIYAN. Один из немногих, кто работает с редкой кожей, сложными фактурами. Его цель – не мода, а стиль и качество. Его постоянными клиентами преимущественно являются звезды отечественного шоу-бизнеса, но, что более примечательно, все они не только любители модного бренда, но и просто друзья, товарищи Ильи Шияна.
Илья, обычно вы берете какую-то тему и делаете из нее шоу: яркие декорации, динамичная музыка, смелые жесты. Какая идея легла в основу новой коллекции?
На самом деле, не беру никакие необычные темы, но всегда стараюсь делать из показа шоу. В свое время, когда все делали просто «бродилки» на подиуме, я превратил простую демонстрацию одежды в шоу. Помню, Валентин Юдашкин тоже делал свою программу: выходили известные певцы в его одежде и пели свои песни. Но это не был модный показ. Я же первым сделал фэшн-показ со звездами. В самом первом таком показе участие приняли Валерий Леонтьев, Сергей Зверев, Филипп Киркоров.
Это был 1998 год, если не ошибаюсь?
- Нет, в 1998-ом я делал концерт «Полет к новым мирам», а это был, наверное, уже 2001-2002. Сейчас стараюсь, продолжаю эту традицию. То, что я делаю – это модная одежда в своей стилистике, тренд. А чтобы интересно было смотреть, я добавляю какой-то элемент шоу.
«Rich men toys» – довольно говорящее и многозначительное название коллекции. Вы считаете, что для мужского пола мода – это некая игрушка?
- Передо мной главной целью является не сама мода. Скорее весь смысл в том, что все мы взрослеем, но все равно остаемся теми же детьми, только вот игрушки у нас меняются. Были игрушечные машинки – стали настоящие, были игрушечные телефоны… и так далее. И, по сути, одежда – тоже дорогая игрушка. Она позволяет трансформировать себя, менять. Даже на нашем подиуме была инсценирована игра «Монополия». Ты бросаешь кубик, попадаешь в поле и не знаешь, какой ход будет следующим. Исходя из этой ситуации, ты как бы помогаешь себе адаптироваться в какой-то среде, благодаря одежде. То есть, если ты идешь на деловую встречу, это одна стилистика, на дружескую – другая, на вечер – третья.
Конечно же, не могу не задать вопрос про кожу. Вы работаете с довольно редкими видами материала: не только с кожей крокодила, а еще и питона, акулы, кобры… Расскажите, насколько трудно с ней работать?
- Кожа, безусловно, сложный материал и с ней не просто работать. Существует неправильное мнение, что кожа питона – это очень круто. На самом деле, высший сегмент кожи – это кожа крокодила, наиболее редкий и самый сложный материал, с которым работают единицы.
С этим поспорить трудно, однако, лично для меня, например, кожа крокодила более на слуху, чем акулы или страуса. Отсюда и повышенный интерес
- Да, возможно. Из кожи акулы и страуса мы тоже многое делаем, но в нынешней коллекции из кожи акулы одежды не было представлено. В этой коллекции был представлен высший сегмент одежды из крокодила.
А расскажите про ваше основное производство, где оно находится?
- Так получилось, что в 1999 году я участвовал в конкурсе «New Souls and New style». Это были такие молодые душевные порывы…и по одному из условий конкурса (сама коллекция шилась в Стамбуле), тех, кто прошел первый этап, отправляли на различные турецкие производства, где нужно было непосредственно шить коллекцию. И третьим этапом был уже показ, который проходил в России в Москве. Вот так я попал на турецкую фабрику, и с тех пор мы дружим и сотрудничаем уже лет десять.
В ваших коллекциях присутствует сочетание несочетаемых материалов и фактур: тонких тканей и трикотажа с различной кожей. Вы постоянно экспериментирует с различными материалами, цветами и вариантами отделки. Создавать что-то новое – значит рисковать. Как часто вы рискуете? Всегда ли риск оправдан?
- Знаете, я не играю в лотерею, то есть не рискую. Это скорее некий стиль, в котором я работаю – оксюморон. И это основа моей профессии - создавать что-то новое и интересное. Я не чувствую в этом какого-то риска, мне просто так нравится. Конечно, что-то не принимается людьми, что-то принимается не сразу, а через какой-то период времени. В общем-то, все это имеет место быть.
К слову о риске. Многие богатые люди подвергают себя ему даже в домашних условиях: держат дома экзотических животных: крокодилов, больших кошек… Как вы к этому относитесь? Есть ли у вас необычные увлечения, хобби?
- Наверное, такие есть, но я таких не знаю (смеется). Я думаю, что это не связано с каким-то ощущением риска, чтобы держать у себя крокодила. Если ты можешь себе это позволить и создать животному достойные условия, то почему бы нет.
Ну вот вы бы стали держать у себя дома крокодила?
- Знаете, последнее животное, которое у меня жило – это собака какой-то безумно редкой породы. Его звали Харитон. Я очень хотел иметь эту собаку. Но у меня в жизни было два счастливых момента, связанных с ней: когда я ее купил и когда подарил (смеется). У меня нет времени ухаживать за домашними животными, хотя сейчас у меня завелась черепаха. Когда я сейчас шил новую коллекцию в Стамбуле, ребята на фабрику притащили красноухую черепаху, она сидела где-то в коробке, мне стало ее жалко, и я купил террариум, все что для нее нужно, и теперь она живет у нас.
Раз уж зашла такая отвлеченная тема, расскажите о своих увлечениях вне моды.
- Мне безумно нравятся машины. Я люблю машины, люблю ездить на них. И вообще, я считаю, идеальное восприятие дизайна – в автомобилях, особенно в старых. Там есть чему поучиться с точки зрения именно дизайна.
А я знаю, что вы еще питаете некий интерес к хоккею. Это тоже ваше хобби?
- Ну, я в хоккей не играю и считаю его не то что бы своим хобби. Просто у меня много друзей спортсменов, в том числе и хоккеистов. И когда ты начинаешь с ними дружить, то уже автоматически смотришь этот вид спорта, болеешь, переживаешь за них. Кстати, и за фигурным катанием тоже слежу, вот «Танцы на льду» сейчас смотрел.
Думаю, что именно ваше увлечение хоккеем вдохновило вас на создание спортивной формы для клуба «Легенды хоккея». Мастер спорта СССР Вячеслав Фетисов на протяжении всей Олимпиады в Сочи-2014 не расставался с дизайнерской курткой из бордовой кожи, которую вы сделали специально для него.
- Да-да, это очень приятно. Для создания формы конкретно для «Легенд хоккея» послужило знакомство с тренером клуба, и мы начали создавать форму. Пытались сочетать традиции СССР. За основу была взята форма 60-х, когда выступала наша олимпийская сборная. Мы ее трансформировали до современного дизайна.
Вашему бренду SHIYAN – пятнадцать лет в этом году. Расскажите, как все начиналось.
- Уже, собственно, пятнадцать лет, как я занимаюсь этим творчеством. А началось все с одной швейной машинки «Чайка», скорее даже с желания иметь новые брюки. Когда я учился в школе, мой одноклассник пришел в таких интересных брюках с накладными карманами, тогда уже как раз началось зарождение моды 80-х. И я спросил, где он их взял. А он ответил так просто, мол, мама сшила. Меня так это шокировало. Потому что тогда я не представлял, что можно шить одежду, мне казалось, она должна была где-то продаваться. Я пришел домой, попросил маму тоже сшить мне брюки, она отправила меня к одной нашей знакомой, которая была швеей и которая помогла мне их раскроить. Дальше я сам начал с ними экспериментировать.
А как поддерживает вас семья? Никто из четверых детей еще не пошел по стопам отца?
- Вы знаете, у меня есть старший сын, он в школе учится. И вот как-то пришел он и говорит: пап, ты знаешь, я пошел к директору и написал заявление, чтобы меня перевели из группы мальчиков по урокам труда в группу девочек. Я ему говорю: ты хорошо подумал? Ведь ребята могут смеяться, дразнить. Он сказал, что нет, и сделал такой ответственный в своей жизни самостоятельный шаг. Сейчас шьет там что-то с девчонками и в классе чуть ли не король, все к нему ходят за советами (смеется).
Вы думаете, гены так влияют на увлечение сына модой?
- Я не думаю так глубоко. Потому что я не думаю, что у меня самая лучшая профессия на Земле. Ну, будет кто-то из моих детей этим заниматься или не будет, мне не важно, честно говоря.
То есть для вас не принципиально, чтобы дети продолжали дело отца?
-Нет, это не принципиально. Мне принципиально, чтобы мои дети были счастливы.
Илья, однажды вы участвовали в благотворительном аукционе холдинга «Талина» – «Fashion-Kolbasa». Как вам пришла идея сделать кожаные чехлы для колбасы «Московская»?
- Да, была такая история. Намечался хороший благотворительный проект – помощь детям, в нем было важно принять участие. И на тот момент Гальяно сделал платье для бутылки шампанского, а тут собственно, выбор был небольшой. Холдинг «Талин» производит колбасу, и поэтому мы придумали такой чехол для колбасы и назвали «Fashion-Kolbasa». С аукциона их неплохо продали, и вырученные деньги пошли в фонд помощи больным детям.
Хотелось бы поговорить о благотворительности. Вы активно помогаете тяжелобольным детям из фонда «ДЕТИ-ДЕТЯМ». Как давно вы занимаетесь благотворительностью? И почему для вас это важно?
- Это как раз тот момент, когда важно не говорить, а делать. В жизни важно отдавать что-то и делиться. Существуют библейские заповеди, по которым должны все жить: не убий, не укради, помоги ближнему…К сожалению, многие о них забывают. И это большое счастье, когда Господь нам что-то дает, и мы можем этим поделиться, помочь тем, кто в нашей помощи нуждается. Это безумно важно. Тебе дана такая возможность свыше, и ее нужно правильно использовать.
Была такая история, когда вы сделали очень необычные костюмы, в которых резиденты Comedy club дефилировали в день открытия фестиваля в Юрмале. Почему у каждого комедийщика за спиной были крылья? Что они символизируют?
- Это действительно интересная история. Мы познакомились с Comedy Club Production и решили сделать фэшн-показ. Я, собственно, стал думать, как же это сделать. Делать из резидентов моделей – очень глупо и неправильно. И вот у меня родилась идея, что это обязательно должна быть такая некая пародия на какой-то показ. Так как это известное камеди-шоу, то там должна быть доля юмора. Самый известный фэшн-показ – Victoria’s Secret, где выходят фантастически красивые полураздетые девушки с крыльями. То есть здесь должны были выйти одетые «дядьки-комики» тоже с крыльями. Далее мы нарядили их в эти одинаковые костюмы, но получилась какая-то безликость. Нужно было выделить каждую сценическую личность, мы попытались это обыграть с помощью все тех же крыльев, выразить каждую индивидуальность. Так, у Гарика «Бульдога» Харламова были огромные бульдоги, Демиса Карибова мы сделали Зевсом (его сценический псевдоним «Грек») и так далее.
Кого на нынешней Неделе моды вы можете выделить из молодых дизайнеров? Кто вам импонирует или кого уважаете?
- Я уважаю всех дизайнеров без исключения, обожаю и люблю, все безумно талантливые. Ну, а если серьезно, то сейчас много талантливых ребят, я не скажу какие-то конкретные фамилии и не могу кого-то выделить особо. У многих видно хорошее зерно. Не у всех есть хороший конечный продукт – это главная проблема. Потому что многие не знают, как его создать, у кого-то не хватает опыта, у кого-то нет финансовых возможностей. Делать коллекции – недешевое занятие.
Напоследок хочется задать скорее лирический вопрос: может ли красивая дорогая одежда изменить внутренний мир человека?
- Я не думаю, что это так. Одежда вообще не создана, чтобы менять человека. Приобретая себе какую-то статусную вещь, человек знает, что может себе это позволить. Он состоявшийся, уверенный в себе, и ему не нужно ничего менять. Мне почему-то уже второй раз за день задают этот вопрос, и я задумался, отчего у людей возникают такие мысли. Скорее это может быть от отсутствия ума, чем от влияния одежды. Люди, которые покупают мои вещи, не покупают их случайно, они уже статусные и приходят ко мне, потому что у них есть для этого финансовые средства. Поэтому говорить о том, что дорогая красивая одежда что-то меняет, мне кажется глупым. Одно могу сказать уверенно – меня вещи точно не меняют.