Культовое кино. Взгляд изнутри
Культовые «фильмы» и культовое «кино» – разные вещи. Не нужно путать два этих понятия. Разбираемся вместе с корреспондентом журнала Melon Rich Валерией Твердохлебовой.
Культовые фильмы – это те фильмы, которые, во-первых, можно пересчитать по пальцам на руках, а, во-вторых, вокруг них уже давно сложился особый фанатичный культ. Яркий тому пример серия фильмов «Техасская резня бензопилой».
А культовое кино – понятие более субъективно. Оно для всех одно и одновременно для всех разное. Если обобщить, то такое кино благодаря своему оригинальному стилю вышло за рамки обыденности и посредственности своего времени. Когда пересматриваешь культовое кино, каждый раз находишь что-то необычное, то, чего ты ещё не видел или не замечал. Это, безусловно, будоражит ваши чувства.
Несмотря на то, что наглостью с моей стороны будет рассказать вам сегодня только об одной кинокартине культового кино, я всё равно попытаюсь показать его изнутри.
Стэнли Кубрик – великий режиссёр, маэстро в мире кино. Визуальное наслаждение испытывает каждый, кто хотя бы раз прикоснулся к творчеству Кубрика. Кинокартины Стэнли Кубрика обращаются к разным жанрам, но итог всегда один. Режиссёр снимает свои фильмы не только на определённый исторический период, но и на будущее. Располагая свои шедевры вне времени Кубрик «защитил» их от того, что с течением времени новой аудитории они покажутся странными и нелепыми.
«2001. Космическая одиссея» 1969 год. Фильм не только научно-фантастический, он также подходит под описание «авторского кино». Кропотливая техническая работа, бюджет 10 миллионов долларов, 2 часа 44 минуты экранного времени, философский смысл и опережение совей эпохи – вот составляющая часть «Космической одиссеи». Повествование «Одиссеи» начинается с обелиска, возле которого находятся обезьяны. С этого не только начинается фильм, но история человеческого рода.
Критики называет «Одиссею» оперой или симфонией. С определённой точки зрения с этим можно согласиться, так как в фильме доминирующую роль играет музыка, а языковое наполнение занимает всего 40 минут (даже меньше) экранного времени. Столь малая часть диалогов нужна для понимания происходящих событий (которые по итогу не делают происходящее понятным). Так эмоциональный диалог у астронавта Дэвида Боумана происходит с компьютером корабля HAL 9000. Компьютер уже успел убить 3 человек на своём борту до Боумана и ещё одного в открытом космосе, так как не доверяет человеческой расе. HAL 9000 считает, что люди не годятся для «миссии». По сколько он сам должен всё довести до конца. В одиночку. В кульминационном эпизоде, где Дэвид должен отключить компьютер мы понимаем, что спасение героя зависит от самого себя. Удастся ли ему «оборвать связь» с компьютером. «Убить» своего собеседника и продолжить путешествие в полном одиночестве. К слову, о кульминации в фильмах Стэнли Кубрика сложно говорить, потому что все его творения ассиметричны, как и мозг человека. Режиссёр всё время пытается проникнуть в голову зрителя, поэтому все его фильмы об этом: неврозе, приключениях человеческого мозга и о безумии.
Юмор ниже пояса считается плоским, но не во вселенной Стэнли Кубрика. Шутка про то, как космонавт изучает инструкцию по использованию туалета на борту корабля – это отсылка к смерти. Например, в фильме «Сияние», снятому по одноименному произведению Стивена Кинга главный герой – Джек в туалете общается с призраками. А это было как раз признаком того, что скоро главного героя не станет.
«2001. Космическую одиссею» можно трактовать, как поиски высшего разума, Бога. В фильме Богом оказывается компьютер HAL 9000. Чтобы найти высший разум Дэвиду Боуману нужно убить сверхмашину. Главный герой в итоге отключает HAL 9000 и после этого идёт по длинному коридору/туннелю. Астронавт оказывается в точки соприкосновения пространства и времени. Он становится сверхчеловеком. Сверхчеловек – это постоянный герой в картинах Стэнли Кубрика, который подвержен испытаниям. Некоторые не выдерживают такого. В пример можно привести Алекса из фильма «Заводного апельсина» по роману Энтони Бёрджесса. У него не получилось пройти испытания, которые даются ему, как сверхчеловеку.
«2001. Космическая одиссея» от множества фильмов отличается тем, что мы зрители можем её интерпретировать. Благодаря этому фильму мы занимаемся не только истолкованием вымысла Стэнли Кубрика, но и истолкованием самого режиссёра.
Автор: Валерия Твердохлеб