Человек с сердцем нараспашку
Все мы родом из детства. У каждого из нас оно было разным, но неизменно в нем присутствовало детское кино – фильмы, снятые про детей и для детей. Вспомните пресловутые абонементы во время школьных каникул. Мало кто из нас от них отказывался. Сколько фильмов было пересмотрено! Сколько впечатлений! Но ни кто из нас никогда не задумывался и даже не интересовался, кто создавал эти фильмы? Сегодня речь пойдет о последнем романтике, последнем сказочнике нашего детства, Леониде Нечаеве.
Леонид Алексеевич Нечаев родился 3 мая 1939 года в Москве. В 1966 году окончил режиссерский факультет ВГИКа при мастерской Якова Сегеля.
Работал режиссером в отделе производства фильмов Центрального телевидения СССР, на студии художественных фильмов ТО «Экран», где снял ряд хроникально-документальных фильмов, на киностудии «Беларусьфильм», киностудии им. Довженко, киностудии им. Горького.
С 1974 года Леонид Нечаев снимает игровые фильмы для детей.
Его дебютом в этом направлении стала лента «Приключения в городе, которого нет». Впоследствии Леонид Нечаев снял фильмы «Приключения Буратино» (1975), «Про Красную Шапочку» (1977), «Примите телеграмму в долг» (1979), «Проданный смех» (1981), «Сказка о Звездном мальчике» (1983), «Рыжий, честный, влюбленный» (1984), «Питер Пэн» (1986), «Репетитор» (1987), «Не покидай...» (1989), «Безумная Лори» (1991), «Сверчок за очагом» (2001), «Дюймовочка» (2007), документальную ленту «Сладкая сказка» (в рамках проекта «Сто фильмов о Москве», 1997).
Нечаев также принимал участие в создании сценариев к фильмам «Дюймовочка» и «Безумная Лори».
Леонид Нечаев – лауреат Государственной премии РФ (1993), обладатель приза «Бронзовый Витязь» за лучший детский фильм на МКФ славянских и православных народов «Золотой Витязь» («Дюймовочка», 2007), диплома «За яркое музыкальное содержание и удачное использование спецэффектов» на Фестивале визуальных искусств.
Как жаль, что Богом было отпущено всего 70 лет. Думаю, будь жив Нечаев сегодня, мы точно бы увидели пару-тройку, а может и чуть больше новых фильмов, и непременно это были бы сказки – музыкальные, красивые, с роскошными костюмами и непременно с песнями на музыку Алексея Рыбникова. Ведь отличительная черта фильмов Нечаева – это музыка. Многие песни давно уже живут собственной жизнью, шагнув с экрана в народ. Музыкальность, красочность и самое главное не пошлость – вот в чем главная особенность фильмов Леонида Нечаева.
А ведь всего этого могло и не случиться. В одном из интервью Леонид Алексеевич поведал вот такую вот историю:
"Маленький Леня родился весьма необычным ребенком. На удивление у него при рождении было уже два зуба. И папа, гордый этим фактом, носил малыша по всему бараку и хвастался. В результате этого хвастовства и неоднократного залезания в ротик ребенка грязными руками у Лени, пяти-шести дней от роду, начался стоматит. Ротик распух, и сосать малыш уже не мог. Ребенок умирал. Тетя маленького Лени решила отвезти его на отпевание в церковь. В церкви уже стоял маленький гробик и собрались певчие. Перед тем, как положить малыша в гроб, тетя решила омыть его святой водой. Развернула пеленки, протерла тельце и видит, что Леня еще жив, животик поднимается вверх-вниз. Тогда она влила ему в ротик чуть-чуть святой воды, и малыш проглотил воду, зашевелил и зачмокал губками. Дальше она взяла просвирочку (белый богослужебный хлебец), растерла со святой водой и залила эту кашицу в ротик, малыш проглотил и это. Так случайно (случайно ли?) состоялось его второе рождение".
Видимо там, в неведомых нам Небесных канцеляриях, уже при рождении была предначертана истинная миссия этого замечательного человека.
Леонид Алексеевич очень страдал от того, что после снятого им последнего фильма «Дюймовочка» не поступало новых предложений. Он прекрасно понимал, что нет практически никаких шансов. Хотя у него имелась задумка нового фильма-сказки «По щучьему велению», но все упиралось в пресловутый бюджет, который, как вы понимаете, никто не собирался выделять. Но он не хотел и не имел права так обойтись с Емелей, образ которого для него значил очень много, так как это была одна из первых ролей самого Нечаева в театральном кружке при Доме пионеров, куда он ходил в детстве. Деньги бы, конечно, нашлись, предложи Нечаев на роль главного героя какого-то скандального персонажа нашего ТВ, но тогда бы это был не Нечаев.
Я полностью соглашусь с однажды услышанными словами Леонида Алексеевича, что после распада СССР мы потеряли целое поколение детей. Когда ни по телевизору, ни в кинотеатрах, да абсолютно нигде не показывали старое доброе детское кино, сказки. Зато было засилье чернухи и мультфильмов непонятного содержания.
И ведь на все это находились деньги, а на съемки доброго детского кино их почему-то не было. Хотя бы на один фильм, но качественный, учащий добру, несущему добрый посыл подрастающему поколению. Увы, но ныне приоритеты иные, и они никак не связаны с детьми.
Вам может показаться, что о герое рассказано очень мрачно. Увы, но это так. Но, если вдруг вам взгрустнется после прочитанного, найдите в сети один из фильмов Нечаева, пересмотрите и вспомните добрым слово последнего сказочника нашего детства. Поверьте, таких уже не будет, но нам с вами посчастливилось быть его современниками, расти на его фильмах.
ВОСПОМИНАНИЯ ЯНЫ ПОПЛАВСКОЙ:
Большой ребенок. Такие люди как Леонид Алексеевич, не будь они в душе детьми, никогда бы не сняли детское кино. Леонид Нечаев очень хорошо знал литературу, в том числе и мировую. Но, как и любой гениальный человек, режиссер, был недооценен. Никогда ни занимался самопиаром. У нас так зачастую и бывает. Фильм знают, а кто режиссер, увы, нет.
На роль главной героини в фильм «Про Красную шапочку» пробовалось порядка 8000 девочек. Меня он брать категорически не хотел из-за ужасных фотопроб «Мосфильма», но все же я попытала судьбу и на пробах прочла стихотворение про слона Хортона. Нечаев так впечатлился выступлением, что смеялся до слез. По окончании схватил в охапку, почему-то назвал рыжей и сказал: «Снимать я буду только тебя!»
Однажды во время съемок, Леонид Алексеевич сделал опрометчивый поступок, в шутку сказав: «Посмотри на Инку Михайлову, какие у нее густые реснички. А почему они густые? А потому что ей их подстригают, и от этого они становятся гуще». Сказано все было в шутку, но Яна восприняла все всерьез и на следующий день появилась на съемочной площадке с обстриженными мамиными маникюрными ножницами ресничками. Соответственно первыми это обнаружили гримеры и сказали обо всем Нечаеву. Картина маслом – мастер в гневе!
ВОСПОМИНМНИЯ ДМИТРИЯ ИОСИФОВА:
Леонид Алексеевич запомнился как очень веселый и жизнерадостный человек с мягким баритоном. Красивый мужчина в пиджаке с кожаными латками на локтях и шляпой как у Юла Бринера из «Великолепной семерки». Нечаев коллекционировал ключи и колокольчики. Это могли быть амбарные ключи, старинные дверные ключи, ключи необычных и замысловатых форм. Также и с колокольчиками. Если тот или иной экземпляр заслуживал внимания Нечаева, то он непременно находил место в его коллекции. Один из таких колокольчиков Леонид Алексеевич подарил мне. Колокольчик под №1.
Спустя много лет после съемок «Приключений Буратино» Нечаев признался, что во время съемок сцены, где Трактирщик в исполнении Бадура Цуладзе должен был бросать кружку в кувшин со спрятавшимся в нем Буратино, на съемочной площадке не нашлось ни одного смельчака. Это была колоссальная ответственность. Вы только представьте себе кувшин весом более 200 кг, да еще и подпиленный, чтобы в кадре все выглядело эффектно и естественно. И в этом кувшине ребенок. Художники отказались кидать кружку, реквизиторы тоже, а в кружке для веса были утрамбованы камни. И вот, всю ответственность на себя взял Нечаев. Работали три камеры. Ответственность колоссальная, руки от волнения влажные. Леонид Алексеевич бросает кружку в кувшин, но траектория все равно нарушена. Кувшин разбивается. Горловина кувшина на шее главного героя. Все затаили дыхание. Но когда я, как ни в чем не бывало, снял эту горловину с шеи и, показав всем нос, убежал улыбаясь, все спокойно выдохнули. Но мандраж оставался все равно.
ВСПОМИНАЕТ СВЕТЛАНА СЕЛЕЗНЕВА:
Посчастливилось работать с Нечаевым на двух его проектах. Уникальный человек. Очень любил жизнь, детей и женщин. Однажды снимаясь в Минске, Нечаев узнал о том, что ему присвоена премия и просто не замедлил в один из свободных дней потратить ее на представительниц съемочной бригады. Просто повел их в магазин, где каждой было предложено выбрать себе сережки, браслетик либо колечко в подарок. Человек широчайшей души.
Однажды Леонид Алексеевич приехал к нам на дачу МХАТа в Серебряном Бору. В разговоре с мамой как то невзначай полушутя и, замечу, все были абсолютно трезвы, предложил: А слабо сесть на трассе и петь песни. Оказалось не слабо обоим. Оба веселые и счастливые сели посреди трассы и пели во весь голос песни из фильма "Про Красную шапочку".
Фото: личный архив
Автор: Лариса Петрова