Page 100 - Melon Rich 36
P. 100

ПАблИКМИКС                  СТАРАя МОСКвА


                                                                   Александр,  сосредоточенный  и  молчаливый,
                                                                   прятал под строгим, а иногда чудаковатым видом
                                                                   огромную душевную энергию и сильную любовь
                                                                   к  своему  делу  –  Чертков  коллекционировал
                                                                   книги и рукописи по истории России.

                                                                   Сначала он прочитывал их, описывал для ката-
                                                                   лога и только после этого ставил на полку. «Еще
                                                                   не было подобного предприятия у нас – собрать
                                                                   о России все, что было писано и, вероятно, долго
                                                                   не дождется повторения», – восхищался этно-
                                                                   граф Иван Сахаров.

                                                                   Этот знаменитый дом посещали Пушкин, Жуков-
                                                                   ский и Гоголь. Дело в том, что Чертков превратил
                                                                   его в первую публичную библиотеку в России!

              Алексей                 Александр Дмитриевич         Он первым стал собирать книги, посвященные
              Долгорукий              Чертков                      своему Отечеству. И ему это удалось – все, что
                                                                   было  напечатано  на  любом  языке  мира  каса-
                   Как же удивлялись гости, когда открывали дверь  тельно России, оказалось собранным в библио-
                   ампирного особняка, а попадали в средневеко-    теке Черткова. Не только книги, но и монеты,
                   вый замок! Ажурная лепнина покрывала стены      рукописи, грамоты, карты, портреты – все, что
                   и потолок, словно тонкое кружево. Стрельчатые   могло относиться к российской истории, было
                   окна  и  двери,  похожие  на  витражи  с  розами,  предметом его собирательства.
                   плыли по кругу. Зеркала в ложных дверях расши-
                   ряли пространство, и большой зал казался огром-  И это было не просто хранилище – уникальные
                   ным.                                            книги становились источником для новых лите-
                                                                   ратурных произведений и исторических иссле-
                   Чертков поддался моде и на первом этаже, неда-  дований.
                   леко от вестибюля отделал камерную гостиную в
                   мавританском стиле. Комнату будто устилал плот-    Именно здесь Лев Толстой работал
                   ный цветной ковер – он словно бесконечный вос-               над романом «Война и мир».
                   точный орнамент полз по стенам и потолку. Узор
                   извивался,  закручивался  в  спирали,  прорастал  Александр Чертков разрешал пользоваться биб-
                   цветами, завораживал, отвлекал внимание своими  лиотекой всем, кто любил историю, хотел даже
                   хитросплетениями, скрывая в стенах потайные     построить для книжного собрания отдельное по-
                   двери и шкафы. В Мавританской гостиной хозяин   мещение, но не успел исполнить мечту.
                   дома проводил заседания ученых комиссий.
   95   96   97   98   99   100   101   102   103   104   105