Мария Саввина о цифровом кочевничестве и загрязнении окружающей среды

29.10.2020
Дата публикации

В рамках MBFW Russia московский бренд с якутскими корнями о5о презентовал коллекцию саһарҕа [сахарга], что в переводе с якутского значит «отблеск восходящего (или заходящего) солнца». Это первая коллекция бренда, которая выполнена по принципам апсайклинга: дизайнер использовала винтажные ткани из обрезков скатертей, ковры с барахолок, остатки тканей прошлых коллекций для создания образов. На подиуме зрители увидели ассиметричные платья, однотонные костюмы, блузы и брюки, шорты-бермуды, выполненные в спокойных оттенках голубого, бежевого, розового и белого. Большое внимание было уделено деталям: обработке воротника на платьях, лентам, повязанным на ноги вместо обуви, длинным рукавам или аксессуарам вроде масок, расшитых пайетками, или косынок. Бренд заявляет, что послание новой коллекции о5о в том, что историческое наследие не есть закостенелость культуры, а возможность восполнить и развивать эту культуру дальше.

Корреспонденту журнала Melon Rich удалось встретиться с дизайнером бренда Марией Саввиной после показа и взять небольшое интервью.

MR: С чего началась Ваша карьера дизайнера? Какими были Ваши первые работы?

М.С.: Я закончила Британскую Высшую школу дизайна и свою выпускную коллекцию, которая стала одной из лучших на курсе, представила как раз в рамках Mercedes-Benz Fashion Week. Так и родилась марка «о5о». Мне очень нравится двойственность названия: «о5о» переводится как «ребенок», «дитя», а звучит как «ого!» - каждый человек понимает по-своему, и имя бренда так же многогранно, как и все люди.

MR: Как Вы уже упомянули, первая коллекция Вашего бренда была показана здесь же на MBFW в 2016 году. Как изменился бренд за эти четыре года? Есть ли различия между изначальной концепцией и нынешней идеей?

М.С.: В своей первой коллекции я исследовала болезненность, противостояние хаоса и минимализма. Я хотела создать симбиоз этих противоположностей, собрать их в гармоничный силуэт. Также в той коллекции я раскрыла «болезнь собирательства» - ей в наше время страдают многие. Мне была интересна переменчивость настроения человека, варьирующегося от «хочу убрать из дома все вещи» до хранения каждой мелочи. В новой коллекции основной упор сделан уже на другие проблемы, такие как цифровое кочевничество и загрязнение окружающей среды.

MR: Эта коллекция создана с применением апсайклинга. Расскажите подробнее, как именно была применена эта технология? Какие материалы в моделях были использованы повторно?

М.С.: Я ходила на различные ярмарки, барахолки, присматривала интересные вещи: платья, скатерти и даже ковры, - а потом использовала их для создания новой одежды. Некоторые модели сделаны из ткани для простыней, которую я нашла в Костроме: мне показалось, что она подойдет для создания образов, отражающих чувства людей в пандемию – вроде бы и комфортных, похожих на кокон, но с некоторым ощущением тревожности. А для украшений на рукавах одного из платьев я использовала хрустальную люстру, которая висела у меня в детстве. Мне очень нравится совмещать такие личные и культурные, общественные истории.

Fashion-индустрия – вторая в мире по количеству вредных выбросов в окружающую среду, и, чтобы у нее было будущее, мы должны что-то поменять.

MR: Насколько нам известно, каждая вещь в Вашей коллекции уникальна и существует в единственном экземпляре. Поделитесь, почему приняли такое решение?

М.С.: Я воспринимаю себя в первую очередь художником, и когда я создаю какое-то произведение, мне оно кажется завершенным. Ни одну модель невозможно воспроизвести в точности, потому что для каждой из них использованы уникальные материалы – можно только создать похожую.

MR: Вся идея вашей коллекции говорит о неравнодушии к природе, о том, как важно сохранять баланс между цивилизацией и ресурсами планеты. Что повлияло на решение освещать эту проблему? Боретесь ли Вы с загрязнением окружающей среды другими способами, помимо ресайклинга? И если да, то какими?

М.С.: Я считаю, что такое отношение к природе должно стать нормой. Это не может быть маркетинговым подходом: fashion-индустрия – вторая в мире по количеству вредных выбросов в окружающую среду, и, чтобы у нее было будущее, мы должны что-то поменять. То же самое и относительно «экологичности» в отношении людей: мне кажется, что модели должны быть разными, любой расы, пола и комплекции. Все эти вопросы волнуют меня как дизайнера и как личность

MR: Помимо повторного использования ресурсов в этой коллекции Вы также акцентируете внимание на заботе о культурном наследии, что действительно очень важно в наше время. Почему Вы решили посвятить коллекцию именно этому?

М.С.: Есть традиционное понимание слова «кочевничество», а есть ассимиляция людей в глобальной культуре, когда они перестают ощущать принадлежность к своей культуре. Что есть русский костюм? Мех, какие-то лубочные цветы, классический силуэт. Мне захотелось это переосмыслить – у нас ведь есть своя самобытная культура, и ее можно проявить. Некоторые модели навеяны традиционными силуэтами якутского костюма, некоторые – русского, и они перекликаются с современными веяниями.

Я вдохновляюсь не только эстетикой севера, а в целом историей моды, историческим костюмом.

MR: Не секрет, что основным мотивом Вашего творчества является «эстетика севера», просторов Якутии. Расскажите о самом красивом природном явлении, которое вам довелось увидеть в родных краях. Повлияло ли это как-то на коллекцию?

М.С.: Я вдохновляюсь не только эстетикой севера, а в целом историей моды, историческим костюмом. Стараюсь использовать такие элементы, как корсеты и другие детали костюмов разных культур. А насчет природы Якутии – там столько всего! Мне кажется, в первую очередь это Ленские столбы – они входят в наследие ЮНЕСКО. Это было море, в котором обитали трилобиты, и от них остались оболочки, песчаные сваи. Я увидела их только 3 года назад, и, когда смотрела на них, подумала – почему я не приехала раньше? Возникло ощущение, что человеческая цивилизация еще так краткосрочна и мы так малы по сравнению с этой Вселенной – и сразу стало так хорошо и легко! Чувствуется единение с природой.

MR: Есть ли у Вас в коллекции любимая модель? Почему?

М.С.: Наверное, это шуба из носков – поэтому модель в ней вышла самой последней. Она как отражение идеи: такой узнаваемый элемент, как носки, сливается во что-то большое, целое, и получает новую жизнь.

MR: Что, в вашем понимании, есть «разумное потребление»? Как каждый из нас мог бы реализовать его? Посоветуйте, пожалуйста.

М.С.: Разумное потребление – это когда ты как человек осознаешь себя, свои потребности и количество вреда, которое ты производишь. Это понимание, когда ты можешь уменьшить размер производимого мусора, предпринять любой маленький шажок по сохранению природы. Это относится как к походу в магазин с шоппером, так и к осознанию, сколько раз будет надета только что купленная блузка. И важен вклад каждого человека в общее дело – сохранение нашей планеты.

Автор: Диана Коломийцева

Добавить комментарий