№8 / 2013

№8 / 2013

74

75

АВТО

ваться в Великобритании в 1977 

году.  Журнал не пользовался, 

кстати, особой популярностью, 

но все изменилось, когда в 2002 

году на его основе была создана 

телепрограмма. Формат програм-

мы несколько отличался от обыч-

ной передачи об автомобилях. 

Вместо того чтобы  рассказывать 

о моторах, сцеплении и качестве 

шин, ее создатели решили пре-

поднести эту информацию… с 

юмором, используя разного рода 

шутки, частенько весьма соле-

ные, устраивая соревнования, 

приглашая на передачу звезд и 

устраивая целые экспедиции. 

Вести программу стали Джереми 

Кларксон, Ричард Хаммонд, 

Джеймс Мэй, и, как оказалось, 

это был выстрел «в яблочко» 

— они с успехом ведут ее и до 

сих пор. В значительной степени 

успех программе принесли именно 

они — в Великобритании, да и во 

всем мире они стали своего рода 

звездами. Джереми Кларксон — 

сам он постоянно шутит на тему 

своей ужасной внешности — был 

даже номинирован на звание 

«мужчины года». 

Но, пожалуй, наибольший успех 

программе принес именно юмор, 

с которым подается  информация. 

Иногда он бывает на грани фола — 

ведущие намеренно фраппируют, 

провоцируют  публику. К примеру, 

Джереми Кларксон как-то заявил, 

что не понимает, почему у обще-

ственного транспорта есть специ-

ально выделенная полоса, по которой 

он может ехать без пробок, а он, 

Кларксон, должен сидеть в пробках в 

своем Ferrari. «Не понимаю, почему 

люди, зарабатывающие меньше чем 

я, должны добираться до работы 

быстрее!» — заявил он. Кого-то 

такого рода заявление оскорбит, кого-

то рассмешит, но рейтинг программы, 

благодаря именно этому поддразнива-

нию публики, взлетел до небес. Мно-

гие пытались скопировать авто-шоу, 

но везде юмор был каким-то наи-

гранным, фальшивым, в то время как 

в Top Gear ведущие не просто шутят, 

чтобы рассмешить — они и вправду 

так думают, размышляют вслух. 

Отдельного внимания заслу-

живает и само качество передачи. 

Особенно в последние годы съемки 

каждого сюжета не отличаются от 

съемок какого-нибудь блокбастера 

в Голливуде. Продуман каждый 

ракурс, каждый момент и деталь. 

За последние годы программа 

стала настолько популярной, что к 

ним в гости начали приезжать не 

просто знаменитости  из Англии, 

а уже звезды мирового масштаба, 

такие как Том Круз, Камерон 

Диаз, Мат Лабланк, Хью Джек-

ман, Aerosmith и другие. 

Также в программе участвует 

секретный гонщик Стиг, который 

тестирует абсолютно все машины. 

На самом деле это профессиональ-

ный гонщик, но никто не знает его 

личности. В программе же принято 

упоминать, что у него таковой нет, 

и гонки — единственный смысл его 

жизни. Были попытки несколько 

раз разгадать, кто же скрывается 

под маской «белого гонщика», и 

несколько раз это даже получа-

лось, однако в последние пару лет 

в шоу появился новый гонщик, и 

до сих пор неизвестно, кто же эта 

личность — все покрыто мраком 

таинственности.

А слабо —  

проехать пол-Африки? 

Пожалуй, больше всего зрите-

лям нравятся устраиваемые на шоу 

соревнования. Есть разного рода 

гэги, скажем, как высоко можно 

забросить фургон, или сколько 

метров можно пролететь на лиму-

зине, но есть и поистине захваты-

вающие сюжеты. К примеру, было 

задание доказать, что от Лондона 

до Эдинбурга (расстояние примерно 

650 км) дешевле проехать на маши-

не, нежели на поезде. В результате, 

участники постарались купить как 

можно более дешевые машины, как 

правило, совсем старые и, залив 

бензин  (ремонт, если понадобит-

ся, был предусмотрен), доехать до 

пункта назначения, истратив меньше 

денег, чем стоит билет на поезд. Что, 

кстати, им и удалось. 

Есть, конечно, и намного более 

амбициозные сюжеты, которые 

занимают целую передачу. Как 

правило, они состоят из одной 

идеи: выделяется бюджет, которого 

хватает, чтобы купить дешевенький 

подержанный автомобиль (старый 

Opel или BMW 1989 года), и 

дается задание проехать из пункта 

А в пункт Б. Обычно это отнюдь не 

из Лондона в Оксфорд. Из самых 

больших путешествий — надо было 

доехать от Атлантического океана в 

начале Бразилии до Тихого океана, 

пересекая дикие джунгли, скалы, 

пустыни в Боливии и Анды в Чили. 

В другой раз — проехать через 

Иран, Ирак и выехать в Иеруса-

лиме, или же проехать половину 

Африки по пустыням и джунглям. 

И это все на старых автомобилях с 

пробегом около 300 000 км, кото-

рые уже и по городу едва двигаются. 

Причем снимаются все эти при-

ключения с невероятным качеством, 

в сумасшедших ракурсах и сопро-

вождаются острыми шутками и 

неиссякаемым юмором. Смотришь 

передачу, полностью погружаясь, 

как в полнометражный приключен-

ческий фильм. Многие серии можно 

пересматривать опять и опять. 

 Устраиваются и другого рода 

соревнования: так называемые 

«Автомашина против общественного 

транспорта». Например, из Лондона 

в Милан. Главные персонажи стар-

туют из одной точки в одно время и 

бегут на остановку (как правило, это 

Ричард Хаммонд и Джеймс Мэй), 

потом садятся в автобус, пересажи-

ваются на поезд, самолет или паром, 

в то время как  Джереми Кларксон 

едет всю дорогу на машине, к приме-

ру, на том же Ferrari. Сначала может 

показаться, что на самолете будет 

намного быстрее, но не забудем, 

что до аэропорта надо добраться, 

отстоять все очереди, дожидаться 

посадки и прочее. Поэтому резуль-

тат всегда абсолютно непредсказуем, 

что заставляет смотреть состязание 

до самого конца.

Ну а у меня после шоу един-

ственной проблемой было выбраться 

оттуда, поскольку мой платиновый 

билет опять-таки не давал мне ника-

ких преимуществ. Короче, с билетом 

я, конечно, здорово прокололся, но 

впечатление от самого шоу затмило 

все недостатки. 

Если вы любитель автомобилей 

и передачи Top Gear, непременно 

воспользуйтесь возможностью 

посетить это мероприятие. На 

данный момент известно, что 

ближайшее шоу будет происходить 

в Варшаве в сентябре 2013 года — 

не пропустите!

www.ingus.info специально  

для Melon Rich

74

75