№8 / 2013
№8 / 2013
74
75
АВТО
ваться в Великобритании в 1977
году. Журнал не пользовался,
кстати, особой популярностью,
но все изменилось, когда в 2002
году на его основе была создана
телепрограмма. Формат програм-
мы несколько отличался от обыч-
ной передачи об автомобилях.
Вместо того чтобы рассказывать
о моторах, сцеплении и качестве
шин, ее создатели решили пре-
поднести эту информацию… с
юмором, используя разного рода
шутки, частенько весьма соле-
ные, устраивая соревнования,
приглашая на передачу звезд и
устраивая целые экспедиции.
Вести программу стали Джереми
Кларксон, Ричард Хаммонд,
Джеймс Мэй, и, как оказалось,
это был выстрел «в яблочко»
— они с успехом ведут ее и до
сих пор. В значительной степени
успех программе принесли именно
они — в Великобритании, да и во
всем мире они стали своего рода
звездами. Джереми Кларксон —
сам он постоянно шутит на тему
своей ужасной внешности — был
даже номинирован на звание
«мужчины года».
Но, пожалуй, наибольший успех
программе принес именно юмор,
с которым подается информация.
Иногда он бывает на грани фола —
ведущие намеренно фраппируют,
провоцируют публику. К примеру,
Джереми Кларксон как-то заявил,
что не понимает, почему у обще-
ственного транспорта есть специ-
ально выделенная полоса, по которой
он может ехать без пробок, а он,
Кларксон, должен сидеть в пробках в
своем Ferrari. «Не понимаю, почему
люди, зарабатывающие меньше чем
я, должны добираться до работы
быстрее!» — заявил он. Кого-то
такого рода заявление оскорбит, кого-
то рассмешит, но рейтинг программы,
благодаря именно этому поддразнива-
нию публики, взлетел до небес. Мно-
гие пытались скопировать авто-шоу,
но везде юмор был каким-то наи-
гранным, фальшивым, в то время как
в Top Gear ведущие не просто шутят,
чтобы рассмешить — они и вправду
так думают, размышляют вслух.
Отдельного внимания заслу-
живает и само качество передачи.
Особенно в последние годы съемки
каждого сюжета не отличаются от
съемок какого-нибудь блокбастера
в Голливуде. Продуман каждый
ракурс, каждый момент и деталь.
За последние годы программа
стала настолько популярной, что к
ним в гости начали приезжать не
просто знаменитости из Англии,
а уже звезды мирового масштаба,
такие как Том Круз, Камерон
Диаз, Мат Лабланк, Хью Джек-
ман, Aerosmith и другие.
Также в программе участвует
секретный гонщик Стиг, который
тестирует абсолютно все машины.
На самом деле это профессиональ-
ный гонщик, но никто не знает его
личности. В программе же принято
упоминать, что у него таковой нет,
и гонки — единственный смысл его
жизни. Были попытки несколько
раз разгадать, кто же скрывается
под маской «белого гонщика», и
несколько раз это даже получа-
лось, однако в последние пару лет
в шоу появился новый гонщик, и
до сих пор неизвестно, кто же эта
личность — все покрыто мраком
таинственности.
А слабо —
проехать пол-Африки?
Пожалуй, больше всего зрите-
лям нравятся устраиваемые на шоу
соревнования. Есть разного рода
гэги, скажем, как высоко можно
забросить фургон, или сколько
метров можно пролететь на лиму-
зине, но есть и поистине захваты-
вающие сюжеты. К примеру, было
задание доказать, что от Лондона
до Эдинбурга (расстояние примерно
650 км) дешевле проехать на маши-
не, нежели на поезде. В результате,
участники постарались купить как
можно более дешевые машины, как
правило, совсем старые и, залив
бензин (ремонт, если понадобит-
ся, был предусмотрен), доехать до
пункта назначения, истратив меньше
денег, чем стоит билет на поезд. Что,
кстати, им и удалось.
Есть, конечно, и намного более
амбициозные сюжеты, которые
занимают целую передачу. Как
правило, они состоят из одной
идеи: выделяется бюджет, которого
хватает, чтобы купить дешевенький
подержанный автомобиль (старый
Opel или BMW 1989 года), и
дается задание проехать из пункта
А в пункт Б. Обычно это отнюдь не
из Лондона в Оксфорд. Из самых
больших путешествий — надо было
доехать от Атлантического океана в
начале Бразилии до Тихого океана,
пересекая дикие джунгли, скалы,
пустыни в Боливии и Анды в Чили.
В другой раз — проехать через
Иран, Ирак и выехать в Иеруса-
лиме, или же проехать половину
Африки по пустыням и джунглям.
И это все на старых автомобилях с
пробегом около 300 000 км, кото-
рые уже и по городу едва двигаются.
Причем снимаются все эти при-
ключения с невероятным качеством,
в сумасшедших ракурсах и сопро-
вождаются острыми шутками и
неиссякаемым юмором. Смотришь
передачу, полностью погружаясь,
как в полнометражный приключен-
ческий фильм. Многие серии можно
пересматривать опять и опять.
Устраиваются и другого рода
соревнования: так называемые
«Автомашина против общественного
транспорта». Например, из Лондона
в Милан. Главные персонажи стар-
туют из одной точки в одно время и
бегут на остановку (как правило, это
Ричард Хаммонд и Джеймс Мэй),
потом садятся в автобус, пересажи-
ваются на поезд, самолет или паром,
в то время как Джереми Кларксон
едет всю дорогу на машине, к приме-
ру, на том же Ferrari. Сначала может
показаться, что на самолете будет
намного быстрее, но не забудем,
что до аэропорта надо добраться,
отстоять все очереди, дожидаться
посадки и прочее. Поэтому резуль-
тат всегда абсолютно непредсказуем,
что заставляет смотреть состязание
до самого конца.
Ну а у меня после шоу един-
ственной проблемой было выбраться
оттуда, поскольку мой платиновый
билет опять-таки не давал мне ника-
ких преимуществ. Короче, с билетом
я, конечно, здорово прокололся, но
впечатление от самого шоу затмило
все недостатки.
Если вы любитель автомобилей
и передачи Top Gear, непременно
воспользуйтесь возможностью
посетить это мероприятие. На
данный момент известно, что
ближайшее шоу будет происходить
в Варшаве в сентябре 2013 года —
не пропустите!
www.ingus.info специально
для Melon Rich
74
75