№8 / 2013
№8 / 2013
38
39
куЛЬТуРА
Иуда в рок-опере «Иисус
Христос — суперзвезда»,
Квазимодо — в «Notre Dame
de Paris», обаятельный
человек с озорными глазами
мальчишки — в жизни. Его
голосом разговаривают скелет в
мультфильме Тима Бёртона «Труп
невесты», Додо в диснеевской
«Алисе в стране чудес» и
множество персонажей детской
телепередачи «Улица Сезам»... Во
время этой беседы заслуженный
артист России, актер Театра им.
Моссовета Валерий Ярёменко
озвучивал сам себя.
ОПАснАЯ
АкТеРскАЯ ИГРА
MR: Уже больше года в Мо-
скве идет спектакль по
мотивам пьесы Джорджа
Аксельрода «Каждые семь
лет», в котором вы высту-
пили в качестве актера и
режиссера.
— Я очень вольно обошелся
с текстом, фактически полностью
переписал пьесу. И сейчас у меня
уже такое ощущение, что это я
сам ее написал. Все знают фильм
с Мэрилин Монро «Зуд седьмого
года» и кадр с ее «улетающим пла-
тьем». Мэрилин Монро, конечно,
заслуживает аплодисментов и
зрительского обожания. В нашем
спектакле эту роль играют по очере-
ди Анна Нахапетова и Мирослава
Карпович. Для меня очень важно
было, чтобы роль играла балерина
или девушка, которая занималась
танцами профессионально. Я всегда
вижу, занималась девушка танцами
или нет, по походке, по тому, как
она держит спину и подбородок.
Сами актрисы говорят, что это
большое счастье — исполнять
Ольга Рощина
№8 / 2013
куЛЬТуРА
такую роль, где собрано множество характеров. Я могу
сказать, что мне абсолютно не стыдно за эту работу ни с
режиссерской точки зрения, ни с актерской. Мне кажет-
ся, этот спектакль может многих мужчин натолкнуть на
правильные мысли: что делать, когда ты уже прожил со
своей спутницей 7 лет, потом 14, потом 21 год. Это такой
своего рода психотренинг.
MR: В аннотации к спектаклю сказано: «Каж-
дые семь лет семейной жизни психика
мужчины дает сбой. Его вдруг тянет на сво-
боду, ему хочется новых впечатлений, ему
нравятся другие запахи. Он теряет интерес
к собственной жене… Наглядное пособие
для мужчин, столкнувшихся с вечной про-
блемой — или направо, или налево, или …?»
А женщинам как быть?
— А женщины должны все знать, но и должны еще
понимать, что если ты любишь мужчину, то должна уметь
быть деликатной и не показывать всю свою силу. Почему
говорят «мужчина — голова, а женщина — шея»? Мы
живем в то время, когда у нас часто мужчины становятся
женщинами, а женщины мужчинами. Все поменялось.
Сейчас я уже могу с женщинами дружить, а когда-то не
умел. Я был тем конем, который бьет копытом. Теперь
чеховская формула из «Дяди Вани»: «Женщина может
быть другом мужчины лишь в такой последовательности:
сначала приятель, потом любовница, а затем уж друг» для
меня уже не работает. И мне очень интересна, например,
семейная женщина, женщина — мать, я многому могу у
нее научиться. Сейчас для меня очень актуальна детская
тема, люблю погружаться в нее. Там много настоящего, в
отличие от этих глупостей, которые окружают нас.
MR: Вашему сыну Кузьме сейчас 6 лет.
От актерской профессии будете отговари-
вать, когда подрастет?
— Вы знаете, он очень рано попал в театр
и стал рваться на сцену. Если захочет в
актеры — пожалуйста. Все что угодно,
лишь бы он был здоровым и хорошим
человеком, нужным для людей и
любящим людей. Я мечтал об этом
ребенке. Когда его еще не было,
конструировал в своих мыслях,
каким он должен быть, награждал
его какими-то качествами… Сейчас
уже могу с уверенностью говорить, что
когда ты о чем-то думаешь, но не болта-
ешь об этом, оно сбывается! Нужно просто
мечтать и очень хотеть! Есть мечты, а есть
мечтенки. Вот это настоящая мечта взрослого мужчины,
который может быть отцом не в смысле «накормить —
одеть», а в смысле «направить и уберечь от опасностей».
MR: Какой из своих спектаклей
покажете ему первым?
— Я очень сожалею, что он не увидит мюзикл
«Буратино», потому что мы его сейчас не играем.
Из того, что сейчас играю, ему все еще рано. Когда
подрастет, смогу сводить его на «Иисус Христос —
суперзвезда». Сейчас он эмоционально это не выдер-
жит, и я сам не позволю испугать его тем, что с папой
там что-то происходит. Кузьма сам уже актер.
Он участвует в «Другом театре» в спекта-
кле «Три девушки в голубом» по пьесе
Людмилы Петрушевской. Я свои
режиссерские навыки применяю и к
сыну. Делаем с ним полный разбор
роли, как с настоящим артистом,
каждое слово: почему? зачем? Он
очень толковый мальчик, ему это
нравится. И пока ему это нравит-
ся, я делаю все возможное, чтобы
ни в коем случае его от этого не
оттолкнуть. Играю с ним, и сам полу-
чаю удовольствие. Сейчас очень много
глупых артистов. Глупых в том смысле, что
не понимают, чем они занимаются. Просто текст вы-
учить, это каждый может. А вот сыграть в эту игру,
привнести в нее какую-то тему и получить самому от
этого кайф… Есть такие люди, которые ничего не
получают. А сын сейчас, если играет в Питера Пена,
то он превращается в Питера Пена и летает. Они в
таком возрасте верят во все, их нельзя обманывать, у
них можно только учиться.
38
39