№7 / 2013

№7 / 2013

СпОРт

Есть разминка для языка, смо-

три (показывает): с усилием дела-

ешь круговые движения кончиком 

языка с внутренней стороны вокруг 

губ — сначала медленно, потом 

убыстряешь. Еще есть упражнение 

«укольчики»: тоже сначала мед-

ленно, потом быстрее и с усилием 

надавливаешь то с левой стороны 

щеки, то с правой. Это разминки 

для артикуляционного аппарата. 

MR: А специальные упражне-

ния для развития элемен-
тов битбокса есть?

— Да, вот упражнение для 

развития «бочки», например: уголки 

губ опускаешь вниз и возвраща-

ешься в исходную позицию. И так 

в несколько подходов. Чем сильнее 

накачиваются эти мышцы в уголках 

губ, тем круче будет бочка.

MR: То есть в битбоксе, как и в 

спорте, нужны постоянные 
регулярные упражнения 
— причем вполне себе 
силовые?

— Да! У нас тоже есть свой 

условный тренажерный зал, где мы 

качаем рот (смеется).

MR: В профессиональном 

спорте есть определенный 
возрастной рубеж, после 
которого человек не может 
продолжать карьеру и ухо-
дит, а у битбоксеров? 

— Пока не очень понятно, это 

ведь молодое направление. Самый 

старый битбоксер сегодня в мире — 

Кенни Мухаммед, ему около 50-ти. 

Он отлично делает битбокс. 

MR: А допинг-контроль в бит-

боксе есть, как в профес-
сиональном спорте? 

— Нет, но, кстати, можно об 

этом подумать...(смеется).

MR: А что — бывают прецеден-

ты? Вообще, битбоксеры 
к каким-нибудь допингам 
прибегают? Я, кстати, под-
черкиваю, что допингом 
может быть что-то совер-
шенное чистое и безобид-
ное, не обязательно «секс, 
наркотики, рок-н-ролл»...

— Хочешь, чтобы я раскрыл 

все секреты?  Кстати, секс на самом 

деле, наоборот, отнимает очень 

много сил. Хотя, конечно, и вдох-

новляет в какие-то моменты. Мне, 

например, очень легко в творческом 

смысле сочинять после секса.  

Я люблю сесть за фортепиано после 

этого, а она слушает и улыбается 

(задумался) ...что ей еще остается... 

MR: О’кей, а что с побочными 

эффектами (в хорошем 
смысле) от битбокса? Вот 
у фигуристов — красивая 
осанка и походка, у футбо-
листов часто нет переднего 
зуба, у тех же боксеров 
— носы переломанные, а 
битбоксеров в этом смысле 
по каким отличительным 
чертам можно узнать? 

— Побочные эффекты?  

Не знаю, ну, если только закачан-

ные губы.

MR: А тебе какой спорт, кроме 

битбокса, конечно, ближе?

— Борьба. Я в детстве занимал-

ся греко-римской борьбой. И парал-

лельно всегда занимался музыкой.

MR: Интересно, мы вот сегодня 

рассматриваем битбокс 
через призму спорта, а если 
наоборот, ту же греко-рим-
скую борьбу — через при-
зму искусства... Там много 
творческих моментов?

— Там, в первую очередь, 

фантазия, импровизация и мозги. 

Кстати, в битбоксе тоже очень 

важны мозги.

MR: Импровизация и фанта-

зия — это очень творче-
ские категории, конечно... 
Получается, ты предпочел 
профессиональному спорту 
— спорт музыкальный?

— Знаешь, получается, я 

в итоге все-таки выбрал нечто 

между спортом и музыкой. И этим 

нечто оказался битбокс. Я даже 

так скажу: в битбоксе, наверное, 

больше спортивной части, чем 

музыкальной. Хотя... Понимаешь, 

в битбоксе ведь даже нет так назы-

ваемых конкурсов или фестивалей, 

как в музыкальном мире. У нас 

чемпионаты. Борьба. Здесь нужен 

характер. Ты должен быть насто-

ящим воином, чтобы сражаться на 

сцене, в батлах. Ты можешь делать 

гениальный битбокс, но если ты 

выходишь на сцену и теряешься, 

СпОРт

боишься публики, стесняешься 

зрителей-слушателей, тебе никогда 

не стать настоящим битбоксером. 

Поэтому ты должен быть настоя-

щим воином. Не просто спортсме-

ном, музыкантом или битбоксером, 

а воином. Это постоянная борьба. 

Борьба, в первую очередь, с собой. 

MR: В этом смысле, наверное, 

не важно — на сцене ты 
или вот, сидишь в галерее, 
общаешься с человеком. 
Это на всю жизнь распро-
страняется. Ну, или —  
желательно, чтобы это  
так было.

— Да! Так и есть...

PS: наглядное пособие с упраж-

нениями для развития диафраг-

мы, артикуляции и «бочки» от

Вахтанга смотрите в бэкстейдже

к интервью в группе Melon Rich на

FaceBook и Vkontakte, а также на

сайте журнала www.melonrich.ru

Ты должен быть 

настоящим 

воином, чтобы 

сражаться на 

сцене. Ты можешь 

делать гениальный 

битбокс, но если 

ты, выходя на 

сцену, теряешься, 

боишься публики, 

стесняешься 

зрителей-

слушателей, 

тебе никогда не 

стать настоящим 

битбоксером

46

47