№6 / 2013

№6 / 2013

Мужчины, 

подвиньтесь!

Первая мировая война внесла в 

сознание людей свои коррективы. 

Впервые женщинам пришлось рабо-

тать наравне с мужчинами, и работа 

дала им ощущение свободы и неза-

висимости. Женщины интересуются 

жизнью во всех ее проявлениях: 

вождение автомобиля, освоение раз-

личных профессий.  Они с удоволь-

ствием «вторгаются» в мужской 

гардероб, примеряя на себя короткие 

стрижки, брючные костюмы, сороч-

ки и галстуки, мундштуки и смокин-

ги, курение в обществе... Сильная 

половина человечества в шоке! 

В  мире зазвучал джаз. Луи 

Армстронг записал свою первую 

пластинку, Андре Бретон опубли-

ковал «Манифест сюрреализма»,  

вышла в свет нашумевшая книга 

Виктора Маргерита «Холостячка», 

а в мюзик-холле начиная с 1925 года 

«черная Венера» Жозефина Бейкер 

восхищает зрителей экзотическим 

эротизмом. В Соединенных Штатах  

выбрана первая Мисс Америка — 

пришла мода на конкурсы красоты. 

Дух ар-деко определял все — 

одежду и украшения, мебель и пред-

меты быта. Открытие  гробницы 

Тутанхамона в 1922 году вызвало 

настоящую египтоманию.В моду 

вошел образ Клеопатры: геометри-

ческие женские стрижки, платья 

удлиненного силуэта с орнаментами 

из лотосов и скарабеев.

Звезды немого кино и танцов-

щицы джаза диктуют моду в обла-

сти причесок и макияжа.  Благодаря 

американской актрисе Луизе Брукс, 

самой модной становится стрижка 

«паж», а на смену естественному 

макияжу приходит образ роковой 

красавицы, как бы сошедшей с 

экрана: четко очерченные брови-

дуги, сильно подведенные глаза, 

темные тени и яркие, выразительные 

губы. Впервые появляются цветные 

лаки для ногтей, в длинных пальцах 

эффектно смотрится сигарета в 

длинном мундштуке.

Ах, этот чарльстон...

В Европе и Америке открыва-

ется масса новых ночных заведений 

— дансингов, где народ увлеченно 

танцует чарльстон. Чарльстон при-

носит с собой новую моду. Женское 

платье становится  настоящим 

предметом искусства. В моде перья, 

стразы, жемчуг, вышивка бисером, 

бахрома. Все это ослепительно 

смотрится в танце, подчеркивая 

пластику и ритм.

Основной силуэт — свобод-

ное платье с заниженной талией, 

без рукавов или на бретельках, с 

открытой спиной. Пояс и банты 

подчеркивают бедра. Юбки стре-

мительно поднимаются — так, что  

видны подвязки. Открытые ноги, 

обнаженная спина и руки, длинная 

нитка жемчуга стали обязательными 

для истинной модницы тех лет. В 

моду входит худенькая спортив-

ная фигура, без талии, без бедер, 

без бюста — унисекс. Впервые 

женщины показали всему миру свои 

ножки. И в обувной моде произо-

шел настоящий переворот!  Хитом 

десятилетия стали танцевальные 

туфли на небольшом, устойчивом 

каблуке с перепонкой. Их украшали 

стразами, разнообразными пряж-

ками и ремешками. В моду вошли  

резиновые ботики, которые надева-

ли поверх нарядных туфель, чтобы 

защитить их от воды и грязи.

Мадам, загар  

вам к лицу!

В Париже на улице Сен-

Флорантен открывается Дом моды 

Jean Patou. Появившееся в это время 

увлечение прогулками на свежем 

воздухе потребовало нового подхода 

МОДА & СтИЛь

20-е годы, всего несколько лет — с середины  десятилетия до великой 
депрессии 1929-го — стали самым страстным и безумным временем 
в истории моды. Произошла настоящая революция, давшая новую 
концепцию моды.  Она действительна и сегодня, в начале ХХI века.

МОДА & СтИЛь

к одежде, и модели Жана Пату как 

нельзя лучше соответствуют ему, 

предвосхищая появление спортивного 

стиля. Именно в 20-х на пляжах ста-

ли появляться женщины в купальных 

костюмах, открывающих руки и ноги, 

в моду входит легкий загар. Дамы 

расхаживали в трикотажных фуфай-

ках и свободных штанах, помахивая 

сумками, где лежали полосатые 

трикотажные купальники от мадему-

азель Шанель и первый лосьон для 

загара от Жана Пату — Huile de 

Chaldee, названный в честь древнего 

вавилонского города, ставшего леген-

дарным благодаря янтарному сиянию 

кожи своих красавиц.

Открываются косметические 

фирмы: Helena Rubinstein, Elizabeth 

Arden, Max Factor — эти знамени-

тые и по сей день марки начинают 

свое победное шествие именно в 

20-е. Салоны становятся любимым 

местом женщин.  Кстати, там, поми-

мо стрижек и укладок, начинают 

предлагать разнообразные средства 

по продлению молодости.

Спорт, гонки, 

автомобили...

Эпоха, наступившая после Пер-

вой мировой войны, характеризуется  

и совершенно новым подходом к 

мужской одежде. Американцы 

первыми изменили мужской стиль и 

силуэт, привнеся в моду раскрепо-

щенность и беззаботность.

Детали спортивной одежды 

проникают в повседневную жизнь. 

Вместо пиджаков мужчины начина-

ют носить трикотажные джемпера, а 

классическим брюкам предпочитают 

укороченные брюки гольф или очень 

широкие «оксфорды» из шерстяной 

фланели. Популярными становятся 

кепи,  мягкие шляпы и двуцветные 

ботинки с перфорацией.  Увлечение 

автомобильными гонками и полетами 

на аэропланах приводит к моде на 

кожаные куртки, автомобильные 

краги и летные шлемы. Борода и усы, 

еще недавно считавшиеся признаком 

мужественности, исчезают под меха-

нической бритвой фирмы Gillette.

Международная  

мода «а-ля рюс»

Европа межвоенного времени 

открыла для всего мира новый стиль 

— «а-ля рюс». В салонах Коко 

Шанель, где в качестве манекенщиц 

служили бывшие графини и баронес-

сы, вынужденные покинуть Россию 

после революции 1917 года, русская 

речь звучала наравне с французской. 

Французские кутюрье стали созда-

вать коллекции в стиле «а-ля рюс».

В 1920 году молодая Коко 

Шанель знакомится с Дмитрием 

Романовым. Следствием этого 

знакомства становится коллекция с 

элементами русского стиля. Длин-

ная, свободная блуза с поясом, 

напоминающая  косоворотку 

или гимнастерку солдат царской 

армии, была принята парижанками 

«на ура». На пике популярности 

«русского» стиля молодой дизайнер 

Jeanne Lanvin  создает коллекции 

головных уборов в виде кокошни-

ков, ставших «хитом» в середине 

20-х. Практически каждый фран-

цузский Дом моды проявляет благо-

склонность к элементам русского 

национального стиля — появляются  

пальто с меховым воротником, 

подолом и рукавами, «русские» 

сапоги с застежкой-молнией, одеж-

да обильно украшается бисером.

Мех использовался не только  

как деталь верхней одежды — он 

стал  непременным атрибутом вечер-

него наряда. Именно Жанна Ланвен 

в середине 20-х объединила в своих 

«пижамных» коллекциях явные рус-

ские акценты: меховые воротники и 

манжеты, легкое кружево, вышивку 

жемчугом. Эти элегантные пижамы 

пользовались таким успехом, что 

дамы стали носить их как вечернюю 

и салонную одежду.

Мир пребывал в эйфории без 

войны. Люди вдохнули вольный 

ветер свободы! Но в 1929 году 

обрушился чудовищный кризис, в 

один миг превратив миллионеров 

Америки в нищих, принеся в Европу 

инфляцию и безработицу. И впереди 

была новая война…

№6 / 2013

«ЗОЛОтЫЕ ДвАДцАтЫЕ» 

НА пИКЕ МОДЫ

10

11