№6 / 2013
№6 / 2013
КУЛьтУРА
надоесть, а в спектакле актер про-
живает одни и те же ситуации из
игры в игру, раз за разом.
Современной российской
киноиндустрии Ростислав присвоил
статус «киноиндустрия в процессе
поиска». По его словам, нынешнее
киноискусство находится в поиске
собственной интонации, собственно-
го пути и занимает крайне неопреде-
ленное положение. Нельзя назвать
определенную страну, создающую
интересные фильмы. И речь идет
даже не об артхаусе. Ростислав их
находит не в самых кинематогра-
фических странах: Австрия, Дания,
Норвегия, Швеция. Безусловно,
в Австрии есть Михаэль Ханеке,
в Швеции — Ингмар Бергман,
но, как ни крути, законодателями
моды все же выступают Америка,
Италия, Франция и... Россия. Со
слов актера, при создании соб-
ственных кинопроектов, в первую
очередь, преследуется цель вну-
треннего обогащения, творческого
развития, поиска чего-то нового,
интересного таким же людям, как
и он сам. Он не знает наверняка,
в чем успех «Квартета И». Соз-
давая его, Ростислав Хаит, как
и его товарищи, не задумывался,
насколько удачным окажется про-
Я очень не люблю
фальшивых людей и
фальшивые проявления.
А есть же люди,
которые в принципе
перманентно живут
во лжи...
КУЛьтУРА
ект в будущем. Они просто его
делали. И делали в виде этюдов и
импровизации, наподобие англо-
язычных театров-клубов, до 2001
года, пока не начали писать пьесы
сами, общаясь со зрителем свои-
ми собственными словами. И все
же, если продукт востребован, его
можно считать успешным. И успех
этот заключен в адекватности. «Мы
ничего не искали и не настраивали
себя ни на какую аудиторию. Мы
являемся среднестатистическими
людьми. Обычными, нормальными
людьми. Пишем про себя. Может,
чуть смешнее разговариваем.
Пишем, как обычные люди для
обычных людей. Скорее, можно
сказать так: «Как нормальные
люди для нормальных людей».
О современной культуре в
России Ростислав говорит весьма
определенно:
«Российская культура в смысле
мэйнстрима — это чудовищно! По
моей оценке, она в ужасном положе-
нии. У нас российская культура по
американским правилам. Это Аме-
рика придумала, что культуру нужно
делать мэйнстримовскую, с обо-
значением массовых тенденций на
определенном отрезке времени. При
этом у них все культурные направ-
ления развиты, а у нас мэйнстримом
все заглушено. Если раньше, в силу
большой цензуры, во времена застоя
мы были самой читающей и самой
культурной страной, то сейчас, при
наличии свободы, страна активно и
фанатично увлеклась зарабатывани-
ем денег. И стало не до культуры и
нравственности.
Искусству и культуре в целом
сложно не столкнуться с выбором
между финансовой гранью и эстети-
ческой: безусловно, всяким творче-
ским персонам нужно как-то выжи-
вать в мире коммерции. Хорошо
было мирискусникам (членам объ-
единения художников «Мир искус-
ства» конца XIX века. — Ред.)
выдвигать лозунг «Искусство для
искусства», подчеркивая независи-
мую ценность искусства. Я считаю,
что как блистать умом не все имеют
возможность, так и искусство не
должно быть массовым. И культу-
ра — она не должна развиваться по
негодному чужому шаблону».
Перефразировав старый анек-
дот: «Чукча не читатель, чукча —
писатель», поинтересуемся, есть ли
у Хаита книги, которые сформиро-
вали его взгляд на жизнь? «Просто
даже не книги, а писатели. Моэм,
Зощенко, Пушкин. Безусловно,
Довлатов. Все его книги прочел раз
по семнадцать, а «Заповедник»
где-то 24 раза. И в принципе, могу
цитировать. Также помню, что в
шестом классе прочитал книгу Олега
Блохина «Гол, который я не забил».
Она произвела на меня неизгла-
димое впечатление» (говорится с
абсолютно серьезным лицом. —
Ред.). Кстати, футбол — одно из
самых больших увлечений Хаита,
которому он верен и до сих пор,
правда, теперь как болельщик.
Хаит не хвастает, не старается
показаться лучше, чем он есть:
«Я так, нахватан. Образование,
которое я получил, может считать-
ся высшим только с точки зрения
актерского мастерства. А в плане
сопутствующих предметов — исто-
рии театра, живописи — это я
совершенно все гулял. То, что
я знаю, я знаю сам. А в школе
— была средняя четверочка». А
что больше всего радует в жизни
известного сценариста и актера?
«Женщины. Друзья. Деньги.
Работа. Море. Еда. Сон. Футбол,
— перечисляет он, добавляя, — все
это доставляет мне удовольствие
и может сделать меня счастли-
вым. Кстати, быть хорошим или
счастливым? Если это дилемма,
то выбираю возможность быть
счастливым. Но очень надеюсь, что
часто передо мной не будет такая
дилемма вставать и не встанет. Я
не очень стремлюсь к тому, чтобы
быть хорошим».
Конечно, мы не могли обойти
вопрос, волнующий половину жен-
ского населения страны: «Почему
Хаит до сих пор не женат?» Славу
этот вопрос ничуть не смущает:
«Человек абсолютно свободен
в выборе, кого любить! Не хочу
жениться. Может, и вообще не захо-
чу. Нужно ведь исходить именно
из желаний, а не из того, что это
«надо». Я не толерантен к фаль-
ши. Я очень не люблю фальшивых
людей и фальшивые проявления. А
есть же люди, которые в принци-
пе перманентно живут во лжи...»
Заметим, что говоря об удовольстви-
ях, Ростислав не причисляет к ним
успех, ведь для каждого успех — это
что-то свое. Для одних он заклю-
чается в творчестве, для вторых
— в карьерном росте, для третьих
— в финансовом и материальном
благополучии. Успех для Ростислава
Хаита — быть в гармонии с самим
собой. Соответствовать самому себе.
Понимать, кто ты есть и не откло-
няться от своего настоящего «Я».
На вопрос о реализации в
жизни, актер говорит, что доволен
тем, чего добился. Человек проходит
длинный путь самореализации, и
для Ростислава этот процесс еще
не закончен. Он уверен, что идет в
верном направлении, хоть и скром-
ничает, считая, что у него не особо
большие возможности.
— Я не реализовался, я РЕ-А-
ЛИ-ЗО-ВЫ-ВА-ЮСЬ, — выде-
ляет он интонационно.
В материале использованы фраг-
менты интервью с сайтов: newsliga.
ru; www.kp.ru/daily; /www.1mgn.
ru/glyanets/persona; http://open-
dialog.ru/aktery-i-aktrisy;
www.vokrug.tv/person/show.
Благодарим за предоставлен-
ную возможность.
Искусство
не должно
быть
массовым
36
37