№6 / 2013
№6 / 2013
КУЛьтУРА
№6 / 2013
На сцене
нужно
быть лучше
во всем
КУЛьтУРА
многих случаях и решается выбор
персонажа — либо что-то очень
близкое к реальности, либо в корне
противоположное. «Писать роль
для себя самого? Хорошо! Прият-
но, — улыбается Хаит. — Конеч-
но, это удобно. Понимаешь, что ты
можешь сыграть, что нет, что для
тебя органично, а что не очень».
А можно ли вообще играть
самого себя? И нужно ли? «Одно-
значно, на сцене нужно быть луч-
ше во всем. Даже если ты играешь
самого себя. Однако даже тут
выходит, что зрители видят усо-
вершенствованную версию актера.
Станиславский писал на этот
счет: «На сцене надо смотреть,
ходить, говорить иначе — лучше,
нормальнее, чем в жизни, ближе
к природе: во-первых, потому,
что недостатки, вынесенные на
свет рампы, становятся особенно
заметными, во-вторых, потому, что
эти недостатки влияют и на общее
состояние актера на сцене».
Когда человек сталкивается с
чем-то, в чем он хорошо разбирается,
он смотрит на это не глазами обыва-
теля, а сканирует взглядом професси-
онала. Так, зачастую люди пишущих
профессий в чужом тексте ищут
ошибки, инженеры, глядя на деталь,
тут же представляют схему в разрезе
и т.д. А каково же актеру видеть
на сцене игру другого? Удается ли
«выключить» профессионального
актера и оценивать спектакль как
единое целое? Для Ростислава Хаита
это не является проблемой: «На
тех спектаклях, где мне не нужно
«выключать» профессионального
актера, он выключается автоматиче-
ски. Когда такое происходит, тогда
я и получаю максимальное удоволь-
ствие. Глядя спектакль, ты понима-
ешь, как это сделано. Вопрос не в
том, что «я бы так не сыграл». Я бы
не сыграл много «как», но... Вопрос в
том, о чем говорится, как поставлено.
Очень часто это не интересно».
Один из увиденных Хаитом
спектаклей, который, по его мнению,
стоит посмотреть, был «Прощание
с бумагой» Евгения Гришков-
ца — моноспектакль, в котором
его сценический герой рассуждает
на актуальную тему технического
прогресса: о том, что электронные
носители информации стремительно
занимают место бумажных. Проща-
ясь с бумагой, мы расстаемся с пись-
мами, рукописями, книгами, а вместе
с тем, приближаясь к небытию,
переносим свою индивидуальность
в электронный вид, а быть может, и
вовсе теряем ее. Оценка спектакля
Ростиславом: «Там есть прекрасные
отдельные моменты, и вообще его
интонация мне очень близка».
Как не парадоксально, но в
театре в качестве зрителя он бывает
редко, поскольку кино ему ближе.
И работа в кино менее условна.
Плюс ко всему, фильм снимается
один раз, и работа не успевает
Кстати, насчет своей популяр-
ности он не очень-то обольщается:
«В Москве так вообще легко
в толпе затеряться. Я не могу
сказать, что мне особо надоела
популярность. У меня ее в общем-
то и нет. Я не Дима Билан». И
поясняет: «Я всегда одинаково
отвечаю на вопрос о нашей попу-
лярности. Довлатов, которого я
очень люблю, писал, что когда его
узнают, он удивляется. И когда
его не узнают, он тоже удивляется.
То есть он все время ходит
с удивленным выражением лица.
У нас именно такая история».
У Ростислава было «тяжелое
детство». Еще бы — ребенок,
родившийся в семье капитана
одесской команды КВН и худру-
ка одесского «Джентльмен-шоу»
Валерия Хаита, просто обречен был
стать юмористом и джентльменом.
Он рассказывает, что артистом
решил стать во втором классе, когда
в сочинении «Кем быть?» написал:
«Хочу быть актером, потому что я
умею гавкать, как собачка».
На упреки, что он поступил в
ГИТИС по блату, Ростислав не
находит нужным оправдываться:
«Я всю Одессу поступал по блату.
Театральный кружок вел мой брат,
капитаном одесской команды
КВН был мой папа. В московский
институт меня поступил Жванец-
кий, с которым папа дружил. А уж
дальше я всего добивался сам».
Ростислав Хаит — гедонист,
человек, ищущий наслаждение во
всем, в том числе, и в своей игре
на сцене: «Огромное удовольствие
играть, когда зал полон. Невероят-
ное, когда люди смеются или реаги-
руют каким-то образом на одно твое
слово или движение брови. Это,
безусловно, большое удовольствие,
хотя, как показывает практика, и к
этому можно привыкнуть».
Чаще всего Ростислав игра-
ет себя — довольного жизнью
холостяка, которому не страшен
кризис среднего возраста. Во
многих спектаклях его персонажа и
зовут как его самого — Слава. Так
что это: вымышленные персонажи
или alter ego актера? Хаит
пишет сценарии ко многим
постановкам, в которых
сам же и играет. Делать
что-то для себя всегда
удобно: здесь-то во
34
35