№6 / 2013

№6 / 2013

КУЛьтУРА

№6 / 2013

На сцене 

нужно 

быть лучше 

во всем

КУЛьтУРА

многих случаях и решается выбор 

персонажа — либо что-то очень 

близкое к реальности, либо в корне 

противоположное. «Писать роль 

для себя самого?  Хорошо!  Прият-

но, — улыбается Хаит. — Конеч-

но, это удобно. Понимаешь, что ты 

можешь сыграть, что нет, что для 

тебя органично, а что не очень». 

А можно ли вообще играть 

самого себя? И нужно ли? «Одно-

значно, на сцене нужно быть луч-

ше во всем. Даже если ты играешь 

самого себя. Однако даже тут 

выходит, что зрители видят усо-

вершенствованную версию актера. 

Станиславский писал на этот 

счет: «На сцене надо смотреть, 

ходить, говорить иначе — лучше, 

нормальнее, чем в жизни, ближе 

к природе: во-первых, потому, 

что недостатки, вынесенные на 

свет рампы, становятся особенно 

заметными, во-вторых, потому, что 

эти недостатки влияют и на общее 

состояние актера на сцене». 

Когда человек сталкивается с 

чем-то, в чем он хорошо разбирается, 

он смотрит на это не глазами обыва-

теля, а сканирует взглядом професси-

онала. Так, зачастую люди пишущих 

профессий в чужом тексте ищут 

ошибки, инженеры, глядя на деталь, 

тут же представляют схему в разрезе 

и т.д. А каково же актеру видеть 

на сцене игру другого? Удается ли 

«выключить» профессионального 

актера и оценивать спектакль как 

единое целое? Для Ростислава Хаита 

это не является проблемой: «На 

тех спектаклях, где мне не нужно 

«выключать» профессионального 

актера, он выключается автоматиче-

ски. Когда такое происходит, тогда 

я и получаю максимальное удоволь-

ствие. Глядя спектакль, ты понима-

ешь, как это сделано. Вопрос не в 

том, что «я бы так не сыграл». Я бы 

не сыграл много «как», но... Вопрос в 

том, о чем говорится, как поставлено. 

Очень часто это не интересно». 

Один из увиденных Хаитом 

спектаклей, который, по его мнению, 

стоит посмотреть, был  «Прощание 

с бумагой» Евгения Гришков-

ца — моноспектакль, в котором 

его сценический герой рассуждает 

на актуальную тему технического 

прогресса: о том, что электронные 

носители информации стремительно 

занимают место бумажных. Проща-

ясь с бумагой, мы расстаемся с пись-

мами, рукописями, книгами, а вместе 

с тем, приближаясь к небытию, 

переносим свою индивидуальность 

в электронный вид, а быть может, и 

вовсе теряем ее. Оценка спектакля 

Ростиславом:  «Там есть прекрасные 

отдельные моменты, и вообще его 

интонация мне очень близка».

Как не парадоксально, но в 

театре в качестве зрителя он бывает 

редко, поскольку кино ему ближе. 

И работа в кино менее условна. 

Плюс ко всему, фильм снимается 

один раз, и работа не успевает 

Кстати, насчет своей популяр-

ности он не очень-то обольщается: 

«В Москве так вообще легко 

в толпе затеряться. Я не могу 

сказать, что мне особо надоела 

популярность. У меня ее в общем-

то и нет. Я не Дима Билан». И 

поясняет: «Я всегда одинаково 

отвечаю на  вопрос о нашей попу-

лярности. Довлатов, которого я 

очень люблю, писал, что когда его 

узнают, он удивляется. И когда 

его не узнают, он тоже удивляется. 

То есть он все время ходит  

с удивленным выражением лица.  

У нас именно такая история». 

У Ростислава было «тяжелое 

детство». Еще бы — ребенок, 

родившийся в семье капитана 

одесской команды КВН и худру-

ка одесского «Джентльмен-шоу» 

Валерия Хаита, просто обречен был 

стать юмористом и джентльменом. 

Он рассказывает, что артистом 

решил стать во втором классе, когда 

в сочинении «Кем быть?» написал: 

«Хочу быть актером, потому что я 

умею гавкать, как собачка».

На упреки, что он поступил в 

ГИТИС по блату, Ростислав не 

находит нужным оправдываться: 

«Я всю Одессу поступал по блату. 

Театральный кружок вел мой брат, 

капитаном одесской команды 

КВН был мой папа. В московский 

институт меня поступил Жванец-

кий, с которым папа дружил. А уж 

дальше я всего добивался сам». 

Ростислав Хаит — гедонист, 

человек, ищущий наслаждение во 

всем, в том числе, и в своей игре 

на сцене: «Огромное удовольствие 

играть, когда зал полон. Невероят-

ное, когда люди смеются или реаги-

руют каким-то образом на одно твое 

слово или движение брови. Это, 

безусловно, большое удовольствие, 

хотя, как показывает практика, и к 

этому можно привыкнуть». 

Чаще всего Ростислав  игра-

ет себя  — довольного жизнью 

холостяка, которому не страшен 

кризис среднего возраста. Во 

многих спектаклях его персонажа и 

зовут как его самого — Слава. Так 

что это: вымышленные персонажи 

или alter ego актера? Хаит 

пишет сценарии ко многим 

постановкам, в которых 

сам же и играет. Делать 

что-то для себя всегда 

удобно: здесь-то во 

34

35