№5 / 2013
№5 / 2013
ЛЕгЕНДА
ительная Компания», а вскоре поя-
вился его новый газовый двигатель,
который в 1888 г. экспонировался
на Мюнхенской выставке. Дебют
оказался столь успешным, что там
же, на выставке, фирма «Koebers-
Eisenberg» приобрела патент на
двигатель Луцкого. Прошло немно-
го времени, и Борис Григорьевич
получил новое приглашение — на
сей раз от одной из крупнейших
машиностроительных фирм Герма-
нии «Нюрнберг Машиненбау А.Г.»
— тот самый «МАН», вместе с
которым мы производим нашу наци-
ональную гордость — «МАЗ». Так
вот, на этой фирме ему предложили
место главного инженера, одно-
временно компания купила патент
на его газовый мотор, а действие
патента стало распространяться
на всю Германию. Луцкий не стал
отказываться и следующие шесть
лет провел в Нюрнберге. За это
время им было налажено серийное
производство двигателей внутренне-
го сгорания и разработано несколько
новых экспериментальных моделей.
Потом, следуя славным рус-
ским традициям, Луцкий взял
курс на Берлин — туда его при-
гласили крупнейшие представители
немецкого капитала. В скором
времени появилась новая фирма
— «GesellschaftfurAutomobil-
Wagenbau», на которой он и стал
работать. Осенью того же года
Луцкий вместе с Г. Даймлером,
Р. Дизелем, Л. Лонером, Э. Рум-
плером и Э. Ван дер Зипеном стал
одним из основателей «Европейско-
го автомобильного союза».
И вот здесь мы подходим
вплотную к неразгаданной и поныне
загадке суперавтомобиля «Мерсе-
дес», триумф которого в 1901 году
на гонках в Ницце ознаменовал
окончание самодвижущейся эры и
начало автомобильной. Возьмите
любой учебник по истории авто-
мобилестроения, откройте раздел,
посвященный «Мерседесу», и
увидите только одно имя — Дайм-
лер. Просто Даймлер, хотя и был
У истоков
создания этой
машины стоял
талантливый
изобретатель
из Кобрина
Борис Луцкий
Но однажды, наткнувшись
на имя Бориса Луцкого и изучив
его биографию, я все понял. Как
известно, русский человек выбирает
сердцем и голосует душой, а поэто-
му тяготеет к тому, что ему роднее.
Так получилось и с «Мерседесом».
Ведь на самом деле он — никакой
не немец по происхождению, а...
русский. Потому что у истоков
создания этой машины стоял талант-
ливый изобретатель из Кобрина
Борис Луцкий.
О даровании Луцкого говорит
тот факт, что о его командировании
за границу хлопотал сам директор
училища князь Урусов. Так юноша
был направлен в Мюнхен. Там
он поступил в Технологический
институт, где стал изучать двигатели
внутреннего сгорания. Пока учился,
выдвинулся в число самых пер-
спективных разработчиков газовых
моторов. Не удивительно, что одно-
временно с вручением инженерного
диплома Борис получил целый ряд
приглашений от немецких компаний.
В Германии Борис Григорьевич
Луцкий начал работать инженером
на фирме «Ландес и Машиностро-
ЛЕгЕНДА
ОТКУДА У «МЕРСА»
РУССКАя гРУСТЬ...
Вы никогда не задавались вопросом, почему
в России народ тяготеет именно к «Mercedes-
Benz»? Казалось бы, есть «Toyota», которая
гораздо надежнее, есть «Cadillac», «Infiniti» —
по статусности они вполне могут потягаться
с баварским детищем. Но «Mercedes» по-
прежнему стоит особняком. Долгое время я не
мог объяснить себе сей загадочный феномен.
Тапна Mercedes-Benz
Денис Алдохин
Русский инженер
Борис Луцкий
Автомобиль
«Феникс»
68
69