№5 / 2013

№5 / 2013

ЛЕгЕНДА

ительная Компания», а вскоре поя-

вился его новый газовый двигатель, 

который в 1888 г. экспонировался 

на Мюнхенской выставке. Дебют 

оказался столь успешным, что там 

же, на выставке, фирма «Koebers-

Eisenberg» приобрела патент на 

двигатель Луцкого. Прошло немно-

го времени, и Борис Григорьевич 

получил новое приглашение — на 

сей раз от одной из крупнейших 

машиностроительных фирм Герма-

нии «Нюрнберг Машиненбау А.Г.» 

— тот самый «МАН», вместе с 

которым мы производим нашу наци-

ональную гордость — «МАЗ». Так 

вот, на этой фирме ему предложили 

место главного инженера, одно-

временно компания купила патент 

на его газовый мотор, а действие 

патента стало распространяться 

на всю Германию. Луцкий не стал 

отказываться и следующие шесть 

лет провел в Нюрнберге. За это 

время им было налажено серийное 

производство двигателей внутренне-

го сгорания и разработано несколько 

новых экспериментальных моделей. 

Потом, следуя славным рус-

ским традициям, Луцкий взял 

курс на Берлин — туда его при-

гласили крупнейшие представители 

немецкого капитала. В скором 

времени появилась новая фирма 

— «GesellschaftfurAutomobil-

Wagenbau», на которой он и стал 

работать. Осенью того же года 

Луцкий вместе с Г. Даймлером,  

Р. Дизелем, Л. Лонером, Э. Рум-

плером и Э. Ван дер Зипеном стал 

одним из основателей «Европейско-

го автомобильного союза».

И вот здесь мы подходим 

вплотную к неразгаданной и поныне 

загадке суперавтомобиля «Мерсе-

дес»,  триумф которого в 1901 году 

на гонках в Ницце ознаменовал 

окончание самодвижущейся эры и 

начало автомобильной. Возьмите 

любой учебник по истории авто-

мобилестроения, откройте раздел, 

посвященный «Мерседесу», и 

увидите только одно имя  — Дайм-

лер. Просто Даймлер, хотя и был 

У истоков 

создания этой 

машины стоял 

талантливый 

изобретатель 

из Кобрина 

Борис Луцкий 

Но однажды, наткнувшись 

на имя Бориса Луцкого и изучив 

его биографию, я все понял. Как 

известно, русский человек выбирает 

сердцем и голосует душой, а поэто-

му тяготеет к тому, что ему роднее. 

Так получилось и с «Мерседесом». 

Ведь на самом деле он  — никакой 

не немец по происхождению, а... 

русский. Потому что у истоков 

создания этой машины стоял талант-

ливый изобретатель из Кобрина 

Борис Луцкий. 

О даровании Луцкого говорит 

тот факт, что о его командировании 

за границу хлопотал сам директор 

училища князь Урусов. Так юноша 

был направлен в Мюнхен. Там 

он поступил в Технологический 

институт, где стал изучать двигатели 

внутреннего сгорания. Пока учился, 

выдвинулся в число самых пер-

спективных разработчиков газовых 

моторов. Не удивительно, что одно-

временно с вручением инженерного 

диплома Борис получил целый ряд 

приглашений от немецких компаний. 

В Германии Борис Григорьевич 

Луцкий начал работать инженером 

на фирме «Ландес и Машиностро-

ЛЕгЕНДА

ОТКУДА У «МЕРСА» 

РУССКАя гРУСТЬ...

Вы никогда не задавались вопросом, почему 
в России народ тяготеет именно к «Mercedes-
Benz»? Казалось бы, есть «Toyota», которая 
гораздо надежнее, есть «Cadillac», «Infiniti» — 
по статусности они вполне могут потягаться 
с баварским детищем. Но «Mercedes» по-
прежнему стоит особняком.  Долгое время я не 
мог объяснить себе сей загадочный феномен.

Тапна Mercedes-Benz

Денис Алдохин

Русский инженер 

Борис Луцкий

Автомобиль 

«Феникс»

68

69